ИПЭИ в СМИ

Национальный Рейтинг Мэров (Август-Ноябрь, 2020).

"Мэры по-прежнему не видны. Я не беру в расчёт персоны Собянина и Беглова, поскольку это – реальные губернаторы, а не руководители муниципальных образований, их роль достаточно высока, и на них многие ориентируются. В этой связи, конечно, роль московского мэра в 2020 году в условиях кризиса наоборот укрепилась, возросла, и его политические позиции стали гораздо крепче. Сергей Собянин лишний раз продемонстрировал значимость в стране российской столицы с экономической, политической и даже просто житейской точки зрения. Не столь это заметно в деятельности руководителя Санкт-Петербурга Александра Беглова, но всё-таки их обоих брать в расчёт, наверное, не стоит. То же относится и к руководителю Севастополя Развожаеву, хотя он закрепился после выборов и получил формальный статус".

Возведение в квадрат.

«Строительная отрасль традиционно выступает драйвером развития территории, создавая новые рабочие места, повышая налоговые поступления в бюджет. Это важно в условиях кризиса и увеличения безработицы».

Граждане РФ стали меньше зависеть от собственных подсобных хозяйств.

«Доля производства продукции в хозяйствах граждан стремительно сокращается. В 2010 г. было 45% от производства в стране, а в 2019 — менее 29%, — сказала Шагайда. — Год от года сокращается доля натуральных поступлений, в том числе — из личных подсобных хозяйств в общих расходах на питание. В городе эта доля невелика: в 2010 г. она составляла 8%, в 2019 г.-2020 г. около 7%. В селе — значительно больше: в 2010 г. было 27%, а сейчас — 20−21%. Семьи даже в селе уже преимущественно покупают продукты питания в магазине, кроме овощей и картофеля».

 

Оптимизированное развитие: управленческая реформа Мишустина.

«После оптимизации у институтов развития будет четко определен их функционал и будет исключены «разного рода дублирования». Реформа институтов управления давно назрела. Поскольку даже в понимании экспертов присутствует определенная путаница относительно задач того или иного института, упорядочить и систематизировать их деятельность крайне необходимо. При этом существует риск, что запущенная реформа институтов развития не приведет к значимым результатам - мощной структуры поддержки инвестиционно-инновационной деятельности в России так и не возникнет. В проекте реформы одним из ключевых акторов является ВЭБ.РФ, где только за последние пять лет произошли несколько крупных преобразований и смена руководителей, однако результаты этих трансформаций пока не очевидны. Различного рода лоббистские структуры будут пытаться отстаивать интересы реформируемых институтов развития».

Под одну воронку.

«Раньше правительство сквозь пальцы смотрело на дивидендную политику госкомпаний, периодически разрешая им недоплачивать деньги в бюджет - это явление получило название «вмененная субсидия». Однако сейчас власти дают понять, что возможности для компаний существовать за счет казны становятся ограниченными, и шансов достигнуть желаемых 95% довольно много».

Эксперты: поправки в бюджет конкретизируют статьи расходов и имеют социальную ориентацию.

«Данные поправки как раз конкретизируют статьи расходов, направленных на смягчение последствий кризиса и продолжение структурной модернизации в российской экономике и социальной сфере. Увеличение производительных трат положительно скажется на темпах экономического роста уже с 2021 года и добавит ВВП порядка 0,2 процентных пункта ежегодного прироста. Сейчас очевидно, что меры государственной политики на ближайшую трехлетку сконцентрированы в первую очередь на поддержке наиболее уязвимых слоев населения. В частности, на ежемесячные выплаты для малоимущих семей с детьми до 7 лет в бюджетах бюджетной системы предусматривается порядка 590 млрд рублей в 2021 году. Следует отметить, что данные поправки фактически завершают распределение ранее зарезервированных расходов на межбюджетные трансферты по регионам, что облегчит последним утверждение собственных бюджетов на трехлетку. Позитивным трендом в межбюджетных отношениях ближайшей трехлетки является поддержание достаточно высоких по сравнению с 2019 годом объемов межбюджетных трансфертов регионам, что позитивно скажется на параметрах сбалансированности региональных бюджетов».

Институты развития перформатируют в суперинституты.

«Создавались ИР для благих и правильных целей, но их стопроцентным выполнением похвастаться не может ни один из них, а по большинству эти цели выполнены не более, чем на 50 или даже 10%. По нашим оценкам, объемы бюджетных средств, предоставленных финансовым ИР с 2007 по 2019 год, составили 4 трлн. руб. Речь идет об ИР, которые обеспечивали именно финансовую поддержку бизнеса. В итоге мы фиксируем достаточно высокие расходы на собственное содержание и низкий уровень координации между ИР по созданию механизмов инвестиционного, инновационного, цифрового лифтов, а также различный уровень трансляции бюджетных средств в конечные инвестиционные проекты».

По итогам 2020 года мировая экономика упадет примерно на 4-5% - прогноз.

«В 2020 году мировая экономика столкнулась с достаточно серьезным спадом. И так как конец года уже близок, по-видимому, величина спада составит примерно 4−5%, — сказал Трунин. — Но неопределенность по-прежнему высокая: еще летом казалось, что экономика после весенних локдаунов начала достаточно быстро восстанавливаться, но вторая волна коронавируса, которая сейчас набирает силу, вносит коррективы. В целом консенсус-прогнозы говорят о том, что в следующем году мировая экономика начнет достаточно быстро восстанавливаться, но только если большинству стран удастся справиться с пандемией».

 

 

Как изменили российское сельское хозяйство реформы 90-х.

"Рекомендации по проведению реформы на местах мы написали у себя в кабинете за неделю,— рассказывает Наталья Шагайда, сейчас она директор Центра агропродовольственной политики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС.— Но нам понадобилось три года, чтобы организовать эту работу в Нижегородской области".

Призрак бродит по Европе.

«Кризис увеличил значимость мер государственной поддержки населения и бизнеса. А это неизбежно влечет за собой рост «левых» настроений. Главный двигатель - рост неравенства доходов и ощущение несправедливости этого процесса. Я предлагаю внимательно следить за происходящим в Бразилии, где президент Болсонару отчасти вынужден покупать лояльность населения за счет щедрых программ материальной помощи. Каждому человеку ежемесячно присылают чек на сумму от $108 до $217. Раньше страна придерживалась жесткой финансовой политики, а сейчас у них снова увеличивается госдолг, повысилась инфляция, и реал стал одной из самых обесцененных валют. Бразилия - это реальное предупреждение всем, кто выступает за подобные меры. Возможностей здесь много, была бы политическая воля. Например, можно активнее использовать налоговую систему, вести пенсионную реформу, повышать доступ к образованию и другим услугам людей с низкими доходами».

По долгу служба.

«В ситуациях, когда должник не хочет гасить долг, наиболее действенны политические инструменты и тут юрист не нужен. Если у кредитора есть, чем повлиять на финансовую дисциплину заемщика, то тот будет платить».

Студенты против дистанционки: как учащиеся российских ВУЗов протестуют из-за удаленного обучения.

«Здесь есть сложность. Когда учитель будет, к которому дети привыкли и которого воспринимают как реальную фигуру, вдруг начинать вещать с экрана, будет тяжело привыкнуть».

«Позволит выровнять ситуацию»: правительство выделит регионам еще 80 млрд рублей для компенсации потерь от пандемии.

 

 «На долю регионов ложатся основные расходы по коронавирусу. Прежде всего на здравоохранение и изменения в системе образования. Одновременно в субъектах сильно страдает доходная база - значительно снизились сборы подоходного налога, а также поступления от налогов на прибыль предприятий. Поэтому правительство производит компенсацию таким регионам. Значительная часть средств пойдет на содержание больниц и поликлиник, оплату деятельности врачей, а также на поддержку малого бизнеса и населения. В то же время основные социальные выплаты может взять на себя федеральный бюджет. Регионы очень сильно нуждаются в финансовой помощи, при этом их возможности заимствований ограничены. Поэтому выделение дополнительных 80 млрд, конечно, поможет некоторым субъектам улучшить свое состояние».

Штатная ситуация: почему без работы могут остаться 240 тыс. чиновников.

"Оптимизация штатов, по логике, должна ускорить внедрение современных цифровых решений. Это позволит повысить качество работы чиновников, сократить сроки предоставления госуслуг населению".

Назначение Силуанова куратором за исполнением бюджета регионами имеет как долгосрочные причины, так и основания в текущем моменте.

 

"Назначение главы Минфина куратором за исполнением бюджета регионами имеет как долгосрочные причины, так и основания в текущем моменте. Долгосрочно можно констатировать, что региональный долг, который резко увеличился в 2014-2016 годах (тогда он за три небольшим года вырос вдвое), и сейчас остается на достаточно высоком уровне. И, самое главное, он сильно дифференцирован для разных регионов. Для отдельных из них ситуация действительно носит критический характер.

Усилиями Федерации с 2017 года ситуацию удалось стабилизировать, пусть даже проблемы не были решены. А в 2020 году ситуация и в целом сильно изменилась. Мало того, что для отдельных регионов она сохраняла признаки негативной – она еще и расширилась, стала значимой для многих регионов. Кроме того, прогнозы говорят о том, что при естественном ходе событий проблемы будут только обостряться".

Режим жесткой экономии: три года регионы будут урезать траты.

«В регионах большая доля того, что сокращать нельзя. До 30-40 процентов — расходы на образование. На среднее и дошкольное. Что сократить? Зарплату учителей? Тем не менее регионы должны будут что-то сокращать».

Программу развития Зауралья расширили до ИП.

«Индивидуальная программа Курганской области была утверждена одной из первых, еще в феврале. Для других регионов программы принимались, когда была очевидна новая ситуация с кризисом. В этой связи логично, что идет какая-то корректировка. Эти индивидуальные программы вообще носят уникальный статус, это не госпрограмма РФ, а у нас есть такие в части территориального развития Дальнего Востока, Арктики, Калининградской области, Крыма и Северо-Кавказского федерального округа. Эти программы — новое решение по развитию регионов. Конкретно судить о дополнительных мероприятиях достаточно сложно, но в целом ясно, что Курганская область — в числе депрессивных регионов, у которых собственный потенциал развития остается недостаточным для покрытия всех имеющихся обязательств. При этом, в отличие от многих других регионов, в том числе пропавших в число этих десяти, Курганскую область нельзя назвать исключительно высокодотационным субъектом РФ. Все-таки здесь есть потенциал для развития и, возможно, с помощью разных инструментов его получится активизировать для того, чтобы происходили позитивные изменения. В том числе формирование особой экономической зоны, мне кажется, это верный и правильный шаг».