ИПЭИ в СМИ

Названы регионы, которые больше всех пострадают в кризис.

«По критерию „падение налоговых доходов и наличие первоочередных расходов по отношению к доходам“ в России есть несколько регионов, у которых расходы выше 100% относительно доходов. Такая ситуация сложилась в Хакасии, Калмыкии, Удмуртии, Адыгее, Башкортостане, Карелии и Еврейской автономной области. Без мер помощи и новых долговых обязательств они не смогут справиться с этой ситуацией».

Псковская область попросила пересмотреть систему расчета дотаций.

"С финансовой точки зрения кто-то остается в минусе, кто-то в плюсе, но с точки зрения бюджетного планирования в минусе остаются все. Ведь регионы-реципиенты никогда точно не знают, на какой объем средств они смогут рассчитывать в будущем. Поэтому я, напротив, предложил бы заморозить действующие критерии распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности хотя бы на три года, активировав другие механизмы финансового обеспечения регионов. Это и дотации на поддержку сбалансированности бюджетов, и целевые субсидии. Кроме того, отношения между федеральным центром и субъектами РФ не исчерпываются межбюджетными трансфертами. В Псковской области и в других регионах, которые не являются высокодотационными, но при этом испытывают сложности с наполнением доходной части бюджета, федеральная казна могла бы напрямую финансировать реализацию отдельных проектов".

Спаси и защити: в первый пакет СЗПК вошло восемь мегапроектов.

«Проблема привлечения капиталовложений действительно остро стоит сегодня, однако фиксация условий для бизнеса на протяжении 20 лет требует зрелости политической системы. А с этим могут быть проблемы: пока в России есть негативная практика даже среднесрочного планирования. Например, бюджет, только принятый на три года, может быть почти сразу пересмотрен. Поэтому некоторый риск того, что в СЗПК будут внесены корректировки в дальнейшем, все-таки существует».

Мораторий как отсрочка гибели: что поможет российскому малому бизнесу.

«Правительство опасается выделять дополнительные средства, так как неясно, какова будет продолжительность кризиса. По нашим расчетам, основные факторы развития МСП - это спрос, а соответственно доходы населения, поэтому поддержка населения (семей с детьми, безработных), а также отсутствие режимов самоизоляции - в наибольшей мере способствуют сохранению бизнеса. Отсрочки и моратории по сбору отдельных налогов - тоже эффективная мера, но неясно как в таком случае пополнять местные и региональные бюджеты. Возможной мерой поддержки может быть реализация механизма возврата наиболее пострадавшим бизнесам части выплаченных ими ранее налогов. Схожая мера реализована для самозанятых».

Средняя номинальная зарплата в РФ выросла на 5,6% за январь - сентябрь.

«Структура денежных доходов в январе - сентябре 2020 года изменялась при одновременном увеличении доли трудовых доходов и социальных выплат. На объем и долю социальных выплат в структуре доходов существенное влияние оказали меры правительства по поддержке безработных, семей с детьми, инвалидов, работающих пенсионеров, а также рост среднего размера назначенных пенсий. Среднемесячная номинальная заработная плата по итогам января - сентября увеличилась на 5,6% при довольно существенной флуктуации месячной и квартальной динамики, а реальная заработная плата составила 102,6% к показателю предыдущего года».

Экономист объяснила, сможет ли РФ обойтись без локдауна в IV квартале.

«Минэкономразвития оценивает падение ВВП в 2020 году на уровне 3,9% без учета обострения эпидемиологической ситуации с сентября текущего года. Вероятно, при ответственном поведении и самодисциплине бизнеса и населения можно избежать локдауна экономики в IV квартале. В этом случае сокращение масштабов экономики останется в интервале прогнозируемых 3,9-4,1%».

Руководство Москвы подготовилось ко второй волне коронавируса более внятно.

"По мне­нию ряда экс­пер­тов, под­держ­ка биз­не­са со сто­ро­ны ор­га­нов вла­сти в на­шей стране ока­за­лась недо­ста­точ­ной и за­поз­да­лой. Од­на­ко во мно­гом это свя­за­но с тем, что доля ма­ло­го биз­не­са, осо­бен­но по­стра­дав­ше­го в кри­зис 2020 года, в Рос­сии ниже, чем в раз­ви­тых стра­нах, а доля бо­лее устой­чи­во­го го­су­дар­ствен­но­го сек­то­ра – выше".

Ограничения, сохраняющие бизнес: как Москва продолжает бороться с COVID-19.

«В Москве, более других регионов испытавшей воздействие кризиса, меры поддержки были шире общероссийских и тех, что применялись в большинстве регионов. Вторая, осенняя волна пандемии в российской столице оказалась более внятной, к которой уже можно было более адекватно подготовиться, чем весной. Это и предопределило то, что карантинные меры не стали столь жесткими, хотя вновь оказались необходимы. Ограничение в работе учреждений культуры, в ресторанах - мера вынужденная. Поэтому-то руководство Москвы стремится там, где это возможно, сохранить доступность для населения товаров и услуг, и без того ограниченных в условиях пандемии коронавируса. Этим и вызвано решение не закрывать такие места скопления граждан как, например, фудкорты в торговых центрах. Сохраняется возможность посещения театров и концертных залов, правда, в очень усеченном виде - не более четверти от потенциальной загрузки».

Экономика Северо-Запада : Формула обеспеченности.

"Общий размер дотаций после пересмотра методики не увеличится, просто одни территории получат больше федеральных денег, другие - меньше. Поэтому необходим тщательный анализ возможных последствий, которые наступят для всех субъектов РФ".

Экономист оценил решение о налоговых льготах для тюменских предприятий. «Преференции - всегда двояко».

«Налоговые льготы всегда подразумевают двоякую оценку. С одной стороны, очевидно: когда их предоставляют, полагают, что это оживит экономику, создаст новые рабочие места, решит какие-то социальные задачи. И введение налоговых льгот как таковое, оно обусловлено целым рядом причин, факторов.

С другой стороны, понятно, что налоговые льготы - это выпадающие доходы бюджета. Минфин РФ в последние годы стремится проводить работу по инвентаризации этих налоговых льгот, в том числе на региональном уровне. Буквально на днях появился новый проект приказа Минфина, который подразумевает достаточно жесткую позицию по отношению к налоговым расходам субъектов Федерации. Поскольку 2020-й год, действительно, показывает, что в ближайшее время почти все региональные бюджеты будут исполнены с дефицитом. И в этой связи внимание к такого рода действиям органов власти стало более активным, поскольку налоговые льготы реально снижают доходы бюджета. В условиях дефицита это может рассматриваться как нечто избыточное.

Но еще раз говорю: налоговые льготы всегда будут двояки. И разбираться в каждом конкретном случае нужно индивидуально. Нельзя под одну гребенку ликвидировать налоговые льготы на уроне регионов даже в условиях дефицита. Поскольку предоставление таких льгот решает не фискальные задачи».

«Два портрета на стену повесил — и делай, что хочешь». Почему в России так сложно сократить армию чиновников.

"У нас в стране три уровня управления (федеральный, региональный и местный). Объявленная реформа коснется только федеральных государственных гражданских служащих, которые находятся в ведении правительства. По данным Минфина, штатная численность работников в этих органах - 385 тысяч человек, а фактически заняты 341 тысяча".

Больше половины родителей недовольны дистанционным обучением в России.

«Такая педагогика подходит для детей до пятого класса. Но есть разные педагогические техники - все привыкли к общеобразовательной школе, а это некоторое разнообразие».

Двойка за COVID: школы не готовы измерять температуру еще год.

«Обычно дети ходят в кабинеты к учителям, а не наоборот, именно потому что классы имеют соответствующее дисциплине оборудование. Теперь же преподаватель должен со всем скарбом - емкостями для опытов по химии, например, - ходить по всей школе, это достаточно тяжело. Кроме того, не всегда есть возможность физически перенести в другой кабинет оборудование, необходимое для урока. В некоторых случаях от этого может пострадать учебный процесс».

Всемирную торговую организацию пока рано хоронить.

«ВТО хоронить явно рано. Напротив, замедление мировой торговли вследствие пандемии может дать новый импульс для развития многосторонней торговой системы. Альтернативной площадки для переговоров, равно как и альтернативных правил ведения торговли, признанных подавляющим большинством стран мира, не существует. Да, конечно, вызов последних лет - региональное торговое сотрудничество - рассматривается как угроза для размывания общих многосторонних правил, основанных на режиме наибольшего благоприятствования. И тем не менее исключения из правил не умаляют значимости самих правил».

Эксперты: глава Ставрополья Владимиров ведет с жителями актуальный диалог, который помогает развитию края.

«Ставрополью, как и остальным российским регионам, предстоит сложная задача по выстраиванию бюджетной политики на ближайший год. С одной стороны, у нас есть макроэкономический прогноз на следующий год, который, по данным Счетной палаты, достаточно оптимистичен. Но он не учитывал второй волны коронавируса. И это ухудшение на следующий год никто не планировал, в том числе и Минэкономразвития РФ. Поэтому не только Ставрополью, а всем регионам еще предстоят сложности и корректировки. При этом правительство не хочет влезать в долги, финансовые органы стараются сэкономить, а депутаты пытаются поддержать экономику и хотят тратить больше денег. Соблюдать баланс этих интересов - сложная задача губернатора».

Спасет ли реформа репутацию институтов развития. 

«Эти инициативы стартовали, когда, с одной стороны, было относительное финансовое благополучие у бюджета, а, с другой стороны, у власти не хватало времени и компетенций заниматься оперативным взаимодействием с бизнесом».

Изменение соглашения о двойном налогообложении с Кипром - это обоснованная мера.

"Это связано как с особенностями действующей системы международного налогового регулирования, так и с механизмами международной налоговой конкуренции. Уровень налогообложения у источника - результат налоговой политики и переговоров между странами-партнерами при заключении соглашения. Налоговые соглашения России с развитыми странами как правило значительно ограничивают права России как страны-источника на обложение выплачиваемых дивидендов и процентов и отдают приоритетное право на их налогообложение стране резидентства".

Как изменились отношения федеральных властей с регионами из-за коронавируса.

«Планируется гораздо больше целевых трансфертов в обмен на снижение дотаций (которые предоставляются без условий их использования — Znak.com). В структуре региональных долгов коммерческие кредиты постепенно замещаются бюджетными, они составляют уже половину. Как следствие, взаимоотношения Федерации и субъектов в рамках бюджетной политики претерпевают резкие изменения. Федерация переходит к жесткому управлению бюджетами регионов. Регионы будут вынуждены вместо собственной политики реализовывать федеральную повестку».