27 ноября Лаборатория социально-экономических проблем регулирования ИКНД РАНХиГС провела научно-практический онлайн-семинар по теме «Проблемы и последствия функционирования онлайн платформ на рынках».

С докладами выступили:

Основной доклад был посвящен теоретическим аспектам существования платформ на рынках. С теоретической точки зрения платформа является многосторонним рынком с сетевыми эффектами. Наличие сетевых эффектов и нескольких сторон рынка, накладывают существенные особенности на рыночное равновесие, реализуемое посредством работы платформ.

Во-первых, необходимость поддержания достаточного количества пользователей платформы разных типов приводит к так называемой проблеме «курицы и яйца»: привлечение пользователей одного типа невозможно без наличия на платформе пользователей другого (других) типов, однако, когда платформа начинает свою деятельность, у нее отсутствуют пользователи и их привлечение может быть довольно затратным для платформы. В процессе работы платформы по мере роста количества пользователей рано или поздно возникает дисбаланс между пользователями разных типов, в результате чего платформа вынуждена корректировать цены на свои услуги для пользователей разных типов с целью максимизации количества пользователей разных типов, осуществляющих между собой транзакции.

Во-вторых, наличие сетевых эффектов и проблема привлечения пользователей на платформу приводят к тому, что на начальных этапах функционирования платформы по мере роста количества ее пользователей (в случае платформы – преимущественно, по мере роста количества транзакций, совершаемых с ее помощью, то есть увеличения пользователей разных типов) ценность от участия на таком рынке растет.

В-третьих, наличие на рынке услуг платформы сетевых эффектов (положительных внешних эффектов за счет изменений на смежных рынках) приводит к нарушению теоремы Коуза. Появление платформы как посредника между несколькими сторонами рынка, которые осуществляют между собой транзакции посредством платформы (а не напрямую), приводит к тому, что платформа за счет установления разных не нейтральных цен для разных участников рынка влияет на то, каким будет равновесие на рынке.

В-четвертых, наличие больших положительных сетевых эффектов при использовании услуг платформ может приводить к тому, что они будут превосходить индивидуальные эффекты, связанные с ценностью получаемых пользователем товаров или услуг, в частности их качеством или уровнем технологий, используемых при их предоставлении. 

В-пятых, наличие высоких положительных сетевых эффектов, отсутствие дифференцированных предпочтений пользователей платформы и наличие высоких издержек переключения между платформами могут приводить к так называемым эффектам «победитель получает все» или «победитель получает большинство».

Практический анализ деятельности платформ был представлен на примере кейса по анализу ценообразования на рынке такси. Было показано, что алгоритмическое ценообразование приводит к изменению цены на услуги по перевозке пассажира не только от предельных издержек их предоставления, но и от факторов, характеризующих потребителя, его доход, а также внешних факторов, таких как погодные условия и дорожная ситуация. В резюме доклада были также предложены рекомендации по регулированию платформ.

А.И. Косякина представила результаты анализа влияния платформ на макроэкономические эффекты, а именно, занятость и динамику совокупной факторной производительности. 

В первой части доклада обсуждалась методология расчета индексов, построенных на основании данных индексов поисковых запросов Google Trends, а также данных о структуре использования промышленными отраслями товаров и услуг других отраслей, и отражавших востребованность цифровых платформ в различных отраслях российской экономики.

Во второй части доклада были представлены результаты эконометрической оценки влияния развития цифровых платформ на совокупную факторную производительность российских компаний. Было показано, что в российских регионах, где цифровые платформы получили широкое распространение – в Москве и Санкт-Петербурге – наблюдалось значимое и положительное влияние развития цифровых платформ на совокупную факторную производительность фирм. 

В третьей части работы были освещены результаты моделирования влияния онлайн платформ на число занятых в российских компаниях, функционирующих в отраслях, посреднические операции в которых могли осуществляться с помощью платформ. Было продемонстрировано, что развитие цифровых платформ приводило к сокращению численности сотрудников компаний. В качестве возможных причин данной закономерности было рассмотрено изменение в объемах использования фирмами факторов производства вследствие появления возможности аутсоринга отдельных видов услуг. Вместе с тем, было отмечено, что в Москве и Санкт-Петербурге негативное влияние развития платформ на число работников уменьшалось для более производительных фирм. 

Активное участие в дискуссии принял Т.Р. Гареев, заместитель руководителя Департамент научно-технологического развития Сколковского института науки и технологий. Он рассказал об итогах исследования деятельности платформ с точки зрения создаваемых ими сетевых эффектов на географических рынках с учетом возможности инициализации ими эффектов, подобных агломерационным с теории пространственной экономики.

Президентская академия – национальная школа управления
Контакты
Институт прикладных экономических исследований
Адрес
119571, г. Москва,
проспект Вернадского, 82-84,
корпус 9, офис 1805
E-mail
Режим работы
будни: с 10:00 до 18:00
сб., вск.: выходной
Телефон
+7 (499) 956-95-39
Написать
Как проехать