Центр экономики непрерывного образования

 

22 февраля 2024 года Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (далее – ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС) в рамках серии мероприятий «Управление. Финансирование. Образование» проводит экспертный семинар «Условия развития региональных систем общего образования и дополнительного образования детей (по результатам социологического исследования)».

В работе семинара приняли участие 172 специалиста, в том числе представители органов управления образованием субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, филиалов РАНХиГС, организаций общего образования и дополнительного образования детей, институтов развития образования, ведущие эксперты.

Научные сотрудники ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС С.Е. Новикова и Г.С. Токарева представили доклад «Доступность общего образования и дополнительного образования детей в оценке родителей школьников: результаты социологического исследования», в котором были рассмотрены результаты социологического исследования, посвящённого вопросам территориальной доступности школ, обеспечения условий обучения, участия в дополнительном образовании и удовлетворенности семей качеством образования. Как показало исследование, при выборе школы большое значение для семей имеет фактор территориальной доступности (61% опрошенных), высокий уровень профессионализма педагогического коллектива (57%), а также репутация образовательной организации среди родительской общественности (32%). По мнению родителей, в школе, где обучается их ребёнок, в целом созданы все необходимые условия. Оснащение школы техникой и оборудованием на хорошем уровне отметили 52% родителей, состояние зданий и помещений, не требующее ремонта, – 42%. Большинство семей сообщили о наличии дома выделенного оснащённого рабочего места для подготовки домашних заданий, а также об имеющихся необходимых технических средствах. При выборе дополнительного образования детей родители чаще отмечали значимость высокого уровня профессионализма педагогов (65%), а также удобство расположения и близость к дому образовательной организации (34%). В числе наиболее актуальных целей дополнительных занятий детей выделены такие, как общее и творческое развитие, расширение кругозора (42%), оздоровление и спортивное развитие (35%).

Ведущий научный сотрудник ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС, канд. экон. наук А.C. Тищенко выступил с докладом «Развитие региональных систем общего образования и дополнительного образования детей: проблемы и риски». В докладе был представлен анализ финансирования, состояния инфраструктуры и кадрового обеспечения региональных систем общего образования и дополнительного образования детей с учётом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период. Были проанализированы такие проблемы, как рост дефицита педагогических кадров в школах, исходя из соотношения вакантных должностей к численности работников, сокращение уровня внебюджетных поступлений в структуре доходов общеобразовательных организаций относительно допандемийного уровня. перед началом пандемии. В связи с продолжающимся ростом численности школьников, прогнозируемым до 2026 года, все чаще будет достигаться предельная наполняемость классов, что, скорее всего, приведёт к непропорциональному увеличению их числа и, соответственно, к дополнительной потребности в средствах на оплату рабочего времени учителей и классное руководство. Решение проблемы дефицита кадров и избыточной нагрузки потребует привлечения дополнительного числа учителей. В связи с выполнением меры по доведению средней заработной платы педагогических работников в сфере общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на оплату труда педагогов возрастут темпами, превышающими динамику доходов региональных бюджетов. Поэтому возникает риск перераспределения средств региональных бюджетов с проектов развития образования на оплату труда педагогических работников.

Директор Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ, канд. пед. наук С.Г. Косарецкий и младший научный сотрудник И.Ю. Иванов выступили с докладом «Внешкольное время детей в городе и селе: различия в структуре и связь с академическими результатами». В ходе доклада были приведены параметры исследования структуры и эффектов внешкольного времени детей 1-11-х классов, проведённого в 2023 году в Ярославской области, проанализировано влияние структурированной и неструктурированной внешкольной деятельности на академические результаты учащихся, рассмотрены проблемы неравенства в дополнительном образовании детей, представлены значимые статистические оценки, подтверждающие выводы исследования: территория проживания связана с участием во внешкольных занятиях и средней оценкой знаний, участие в кружках и секциях оказывает положительное влияние на школьную успеваемость, социально-экономический статус семьи связан с уровнем вовлеченности детей (из соответствующих семей) во внешкольные занятия и их академическими результатами.

В ходе обсуждения были затронуты вопросы влияния смены обучения ребёнка в школе на возможность посещения дополнительных занятий и продолжительность выполнения домашних заданий, рассмотрены проблемы учёта ресурсного обеспечения школ и получения дополнительного образования в городах детьми из сельских поселений, дана оценка работы центров «Точка роста», проанализированы аспекты выбора выпускниками сельских школ специальной в сфере ИТ.

Президентская академия – национальная школа управления