Центр экономики непрерывного образования

 

26 января 2024 года Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (далее - ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС) в рамках серии мероприятий «Управление. Финансирование. Образование» провел экспертный семинар  «Анализ эволюции курсов ДПО на электронных платформах массовых открытых онлайн курсов (далее – МООС) на примере платформы Stepik: опыт со стороны пользователя (обучающегося)».

В докладе старшего научного сотрудника ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС А. А. Коваленко «Анализ эволюции курсов ДПО на электронных платформах МООС на примере платформы Stepik: опыт со стороны пользователя (обучающегося)» было представлено обобщение наблюдений, проводимых в процессе личного опыта обучения на платформе в течение 9 лет активного обучения на платформе Stepik. Предложены выводы о переходе платформ МООС с этапа наращивания аудитории платформ МООС, сопровождаемому активными мероприятиями и экспериментами в области маркетинга, расширения тематики курсов, механизмов привлечения авторов курсов, внедрению технических средств обеспечения к этапу формирования устойчивых механизмов монетизации платформ. Это требует поиска баланса интересов обручающихся, авторов курсов и платформ, который в настоящее время ведется практически методом проб и ошибок.

Об опыте разработки онлайн-курсов в вузе рассказала заместитель начальника Управления дополнительного образования Института инноватики Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (далее - ТУСУР), к.ф.-м.н. О. М. Бабанская. В докладе «Особенности проектирования и реализации онлайн-программ ДПО: опыт Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР)» сообщается о методическом и организационном обеспечении процесса разработки онлайн-курсов для реализации программ ДПО, используемых технологиях и цифровых инструментах, принятых в ТУСУР, а также методиках и особенностях преподавания онлайн. Особый интерес представляет эволюция методов и подходов и мотивы принятых решений, которые сформировали существующую в настоящее время в ТУСУР практику.

О тенденция цифровой трансформации образовательного процесса в целом в вузе и его взаимосвязях с развитием платформ МООС рассказывалось в докладе «Возможности внутренних и внешних образовательных онлайн-платформ для цифровой трансформации образовательного процесса», представленном директором Центра открытого образования Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, к.п.н., доцент С. В. Калмыкова. В докладе рассказывается о расширении практики использования цифровых решений на такие аспекты образовательного процесса как итоговая аттестации и защита ВКР, обеспечение индивидуальных образовательных траекторий, управление ресурсами в вузе (расписание, нагрузка преподавателей, ресурсы информационно-библиотечного комплекса, онлайн-лабораторий и др.). Представлена информация о практике формирования базы локальных нормативных актов, регламентирующей процессы цифровой трансформации и ее роли в условиях быстрых изменений.

В семинаре приняли участие 96 представителей вузов страны, экспертов и исследователей, представители органов управления образованием. Вопросы участников продемонстрировали интерес как к видению докладчиков глобальных тенденций цифровизации образования и эволюции онлайн-обучения, так и прикладные вопросы использования различных инструментов и сервисов, в частности таких, как импортозамещение программных продуктов, регистрация электронных ресурсов в Объединенном фонде электронных ресурсов «Наука и образование».

Президентская академия – национальная школа управления