Центр экономики непрерывного образования

 

19 января 2024 года Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (далее - ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС) в рамках серии мероприятий «Управление. Финансирование. Образование» провел экспертный семинар  «Обеспеченность высшей школы кадрами высшей квалификации: состояние, тенденции, проблемы, задачи вузов».

В презентации директора Департамента сопровождения национальных проектов и организации проектной деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, к.п.н. И.В.Каракчиевой «Вопросы подготовки научных и научно-педагогических кадров» представлены ключевые направления нормативно-правового и методического регулирования вопросов подготовки научных и научно-педагогических кадров, обозначены особенности оптимизации действующих процедур и ключевой вектор обновления системы подготовки кадров высшей квалификации. В презентации приведена история развития и тренды дальнейшего совершенствования нормативно-правового регулирования этой сферы, связанные с совершенствованием действующих механизмов развития кадрового потенциала высшей школы.

В докладе главного научного сотрудника ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС, профессора, д.э.н, А.В.Федотова «Обеспеченность высшей школы кадрами высшей квалификации: состояние, тенденции, проблемы, задачи вузов» подробно рассмотрено состояние обеспеченности высшей школы страны научно-педагогическими кадрами высшей квалификации – кандидатами и докторами наук – в период с 2013 года по 2023 год, проанализированы проблемы, влияющие на квалификационно-возрастную структуру научно-педагогических кадров. В докладе рассматриваются тенденции изменения квалификационно-возрастной структуры научно-педагогических кадров высшей квалификации при реализации различных сценариев развития кадрового потенциала вузов на период до 2040 года, приводятся возможные причины проблем в этой сфере, детально анализируются возможные действия вузов, направленные на решение вопросов развития кадрового потенциала высшей школы. Среди проблем выделены рост учебной нагрузки преподавателей вузов, работающих над диссертациями, и научных руководителей аспирантов, а также экономическая заинтересованность вузов в увеличении  приема на программы высшего образования в ущерб приему в аспирантуру. Показано, что подготовка докторов наук в значительной степени определяется подготовкой кандидатов наук, но при разработке кадровой политики многие вузы не учитывают долговременный характер получения результатов, которые начинают проявляться лишь через 12 – 15 лет после начала реализации принимаемых решений.

В семинаре приняли участие более 200 представителей вузов страны, экспертов и исследователей, представители органов управления образованием. В дискуссии по рассматриваемой теме приняли участие директор ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС Т.Л.Клячко, профессор кафедры ЮНЕСКО по сравнительным исследованиям качества высшего образования В.Ф.Пугач, проректор по научной работе Ивановского государственного энергетического университета В.В.Тютиков, другие участники семинара. В частности, Т.Л.Клячко обратила внимание на необходимость исследования влияния современных технологий обучения на эффективность научного руководства аспирантами, В.Ф.Пугач связала качественный состав вузовского преподавательского корпуса с качеством подготовки специалистов с высшим образованием. В.В.Тютиков акцентировал внимание на необходимость совершенствования методики распределения контрольных цифр приема в аспирантуру, которая в настоящее время не ориентирована на решение проблемы обеспечения потребности вузов в научно-педагогических кадрах высшей квалификации.

Президентская академия – национальная школа управления