Центр экономики непрерывного образования

 

15 декабря 2023 года Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (далее - ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС) в рамках серии мероприятий «Управление. Финансирование. Образование» провел экспертный семинар «Вклад вузов в социально-экономическое развитие российских регионов».

И.В. Каракчиева в своем докладе «Ключевой вектор изменений системы высшего образования» подробно проанализировала новации государственной политики по введению проектируемой и экспериментально апробируемой национальной системы высшего образования. В качестве основных направлений изменений ею были выделены следующие: повышение устойчивости российской системы высшего образования, поддержание уникальности и укрепление независимости.  Основной упор в новой национальной системе сделан на обеспечение технологического суверенитета Российской Федерации. В связи с этим из 590 тысяч принятых в 2023 - 2024 учебном году на обучение на бюджетной основе 245 тысяч будут учиться по инженерным и техническим направлениям. Наибольшее число бюджетных мест также отдано на подготовку учителей (75 тысяч) и врачей (53 тысячи). На эти три позиции пришлось почти 2/3 бюджетного приема.

И.В. Каракчиева указала на растущую доступность высшего образования в регионах в связи с передачей именно в вузы, расположенные в субъектах Российской Федерации, большего  числа контрольных цифр приема. В результате, если в 2022 году 54% выпускников школ поступили в высшие учебные заведения своего региона, то в 2023 году – уже 60%.  

В докладе значительное место было уделено Программе «Приоритет 2030». В ней участвуют 132 университета России, в которых обучается около 50% всех очных студентов. При этом указанные университеты создали более 390 консорциумов с научными организациями и компаниями реального сектора, сотрудничают с примерно 3200 предприятиями/организациями и привлекли в 2022 году свыше 265 млрд. рублей внебюджетных средств. Кроме того, в докладе были рассмотрены перспективы создания передовых инженерных школ и научно-образовательных центров (далее - НОЦ). Предполагается, в частности, что к 2030 году число организаций-участников НОЦ достигнет 730. Таким образом, будет создан кадровый потенциал для достижения технологического суверенитета, инновационная инфраструктура его реализации и высокотехнологичная, включая цифровую среду.

В докладе «Основные  инвесторы в  высшее образование: их роль и региональные особенности» Т.Л. Клячко основное внимание было уделено трем основным инвесторам в систему высшего образования – федеральному центру, вкладывающему в вузы средства федерального бюджета, населению, которое платит за высшее образование и организациям, чья доля в финансировании вузов в 2022 году превысила в среднем по России 12,5%. Можно предположить, что государство, вкладывая в высшее образование значительные бюджетные средства, стремится в виде отдачи от вложенных средств получить высококвалифицированных работников, развивать регионы, повышать продолжительность жизни населения и его здоровье, улучшать социальный климат в стране. Население, платя за образование, стремится повысить социальный статус своих детей, улучшить их карьерные позиции, обеспечить высокий доход. Вместе с тем, как показано в докладе, если в 2010 году сразу после школы в вузы поступало примерно 42% детей, пришедших в свое время в 1-й класс школы, то в 2022 году – только 21,1%, или практически в 2 раза меньше. Такие изменения связаны с экономической ситуацией, а также с трансформацией стратегий части семей: в новых условиях эти семьи предпочитают, чтобы дети получили профессию/специальность в организациях СПО, а потом уже самостоятельно решали вопрос получения высшего образования и его оплаты, если они сочтут нужным продолжить обучение в вузе. В связи с этим в докладе было указано, что снижение потока молодежи в вузы приводит к необходимости увеличивать бюджетное финансирование высшей школы со стороны государства, а также брать на себя финансирование наиболее «дорогих» направлений подготовки и специальностей, Что касается вузов, то они вынуждены повышать плату за обучение для платных студентов и нагрузку преподавателей. При этом переход на уровневую систему смягчает финансовую проблему вузов, поскольку магистратура в большей мере зависит от бюджетного финансирования, которое осуществляется по повышенным нормативам.

На примере разных регионах в докладе Т.Л. Клячко было показано различие в предпочтениях государства по финансированию направлений подготовки/специальностей и населения: из федерального бюджета в основном финансируется группа направлений подготовки и специальностей, получившая название «STEM» - наука, технологии, инженерия и математика, а также подготовка учительских и медицинских кадров. Население же в основном вкладывается в подготовку по социально-экономическим и гуманитарным наукам, а также медицинским специальностям. Подготовка по группе «STEM» в основном ограничивается подготовкой по ИКТ.

Что касается организаций, то их инвестиции в вузы слабо связаны с основным образованием – они вкладываются в дополнительное профессиональное образование и научные исследования, проводимые вузами. В последнем случае доля организаций в среднем в системе высшего образования приближается к 50%.

В обсуждении докладов приняли участие представители вузов: первый проректор УрФУ Д.Г. Сандлер, главный редактор журнала «Университетское управление: практика и анализ» А.К. Клюев,  главный научный сотрудник ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС А.В. Федотов.

Президентская академия – национальная школа управления