Центр экономики непрерывного образования

 

01 декабря 2023 года Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (далее - ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС) в рамках серии мероприятий «Управление. Финансирование. Образование» провел экспертный семинар  «О подходах к оценке потребности в научно-педагогических кадрах высшей квалификации».

Открыл работу семинара доклад заместителя директора Департамента сопровождения национальных проектов и организации проектной деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, к. п. н. И. В. Каракчиевой «Вопросы подготовки научных и научно-педагогических кадров: регуляторная трансформация».  В докладе были представлены ключевые тенденции развития системы нормативных правовых актов, регулирующих вопросы подготовки кадров высшей квалификации, за период с 1950 года по настоящее время. Докладчик подробно рассмотрел причины изменения регуляторных требований к подготовке научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации и их влияние на процессы воспроизводства кадров высшей квалификации, привел конкретный результаты изменений в этой сфере, обусловленные различными нормативными правовыми актами. Ключевое внимание было уделено основным мерам государственной поддержки молодых учёных и аспирантов, развитию калрововго потенциала российской науки.

С докладом «О подходах к оценке потребности в научно-педагогических кадрах высшей квалификации» выступил главный научный сотрудник ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС, д.э.н., профессор А.В. Федотов. В докладе рассматрены основные подходы к оценке потребности в научных и научно-педагогических кадрах высшей квалификации, особенности и ограничения их применения на макроуровне. Приведенные данные о тенденциях и состоянии обеспечения высшей школы и научно-технологического развития страны научно-педагогическими кадрами высшей квалификации и их сравнение с отдельными показателями, предусмотренными документами стратегического развития, и показателями стран, лидирующих по индексу инновационного развития иллюстрировали проблемы в сфере обеспечения потребностей российской экономики в научно-педагогических кадрах высшей квалификации и в системе их подготовки. Докладчик также рассмотрел количественные результаты реализации отдельных сценариев развития системы воспроизводства научно-педагогических кадров высшей квалификации, которые могут быть положены в основу определения значений целевых показателей, характеризующих структуру и численность массива научно-педагогических кадров высшей квалификации и необходимые для их достижения объемы подготовки в аспирантуре и докторантуре.

С сообщением «Оценка потребности в научно-педагогических кадрах в публикационной повестке» выступил А.К.Клюев, директор Школы государственного управления и предпринимательства ИнЭУ УрФУ, главный редактор журнала «Университетское управление: практика и анализ», заведующий кафедрой ЮНЕСКО по университетскому управлению и планированию. Приведенные им результаты анализа публикационной активности проминентных тематик в БД Scopus, статистический анализ текстов научных статей на русском языке и анализ публикаций журнала «Университетское управление: практика и анализ» по этой теме за 2010-2023 гг. показали тенденцию уменьшения интереса исследователей к проблеме подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, наиболее активно эта проблематика освещалась исследователями в 1995-2005 гг.

В работе семинара приняли участие представители ФГБУ "Интеробразование", НИТУ «МИСИС», Научно-образовательного центра «Кузбасс», представители органов управления образованием и наукой, представители вузов и научных организаций. В обсуждении участвовали докладчики, эксперты и исследователи системы высшего образования.

Президентская академия – национальная школа управления