Центр экономики непрерывного образования

 

2 июня 2023 года Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (далее - ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС) в рамках серии мероприятий «Управление. Финансирование. Образование» провел экспертный семинар «Развитие региональных систем высшего образования в России»

В работе семинара приняли участие кураторы системы высшего образования органов управления образованием субъектов Российской Федерации, ректоры, проректоры и руководители профильных подразделений организаций высшего образования, представители профильных профессиональных ассоциаций, ведущие эксперты из федеральных округов России.

В докладе директора ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС, члена Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации, доктора экономических наук Т.Л. Клячко и старшего научного сотрудника ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС Л.Ю. Бедаревой «Кадры решают: кадровая ситуация в вузах». были проанализированы изменения в преподавательском и руководящем составе вузов. Последние годы (2017–2021 гг.) численность профессорско-преподавательского состава (ППС) вузов сокращалась, одновременно росло число студентов, приходящихся на 1 преподавателя. При этом ситуация была достаточно разнообразной по регионам России: так, в Еврейской автономной области число студентов, приходящихся на 1 преподавателя, выросло на 47%, в Камчатском крае – на 25%, в Магаданской области - на 31%, в Республике Тыва – на 35%, в Республике Алтай – на 26%, в Тульская области – на 39%. В других субъектах федерации указанный рост был меньше, но он, тем не менее происходил, что не могло не сказаться на качестве высшего образования. В 2022 г. в некоторых регионах тенденция сменилась и начался небольшой рост численности ППС, но нагрузка на преподавателей продолжала увеличиваться. В отличие от ППС руководящий состав вузов рос во многих регионах и до 2022 г., причем этот рост был значительным на фоне сокращения преподавательского корпуса.

В докладе также были рассмотрены основные тенденции, связанные с изменением средней заработной платы руководящего состава, ППС и научных работников вузов.

Доклад «Положение молодежи с высшим образованием на рынке труда: региональный аспект» кандидата экономических наук,  научного руководителя Центра мониторинга и статистики образования ФИРО РАНХиГС М.Л. Аграновича был посвящен сравнительному анализу положения на региональных рынках труда выпускников школ, организаций СПО и вузов. При этом различались позиции выпускников бакалавриата и магистратуры. Докладчик указал, что в мире молодежная безработица и снижение экономической активности молодежи стали острой социально-экономической проблемой. По данным на 2019 год доля безработных молодых людей в развитых странах составляет в среднем от 13% до 5% в зависимости от уровня образования, а экономически неактивных – от 31% до 10%.  При этом положение молодежи на рынке труда позитивно связано с уровнем полученного образования – чем выше уровень образования, тем ниже безработица и выше экономическая активность. Однако стремительный рост участия населения в третичном и особенно высшем образовании в последние десятилетия создает угрозу этой тенденции.

В докладе М.Л. Аграновича показано, что в России уровень безработицы молодежи снижается по мере повышения уровня образования. Причем наиболее сильное падение происходит при переходе от общего к профессиональному образованию. Вместе с тем экономическая трансформация 2022 г. осложнила положение молодежи на рынке труда в большей степен, чем положение взрослого населения в целом.  Кроме того, доступность высшего образования в регионе не коррелирует с показателями статуса молодежи на региональном рынке труда.

В обсуждении докладов приняли участие профессор кафедры ЮНЕСКО Института качества высшего образования НИТУ «МИСиС» В.Ф. Пугач, заместитель директора Департамента. сопровождения национальных проектов и организации проектной деятельности Минобрнауки России И.В. Каракчиева, директор Самарского филиала РАНХиГС В.А. Прудникова, главный научный сотрудник ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС А.В. Федотов.
Президентская академия – национальная школа управления