Перед новым учебным годом банк HSBC опубликовал доклад "Ценность образования: выше и выше" (Global Report The Value of Education: Higher and higher). "Огонек" обратился к отечественным реалиям и обозначил тенденцию по-своему

Банк HSBC (банковская корпорация Гонконга и Шанхая, штаб-квартира в Лондоне) не случайно интересуется образовательными потребностями и расходами семей. HSBC — один из крупнейших игроков на мировом рынке образования. По подсчетам экспертов, сейчас его объем равен 4-4,5 трлн долларов, это полная стоимость образования от детского сада до аспирантуры, включая и обучение, и другие расходы (приобретение пособий, жилье, транспорт, питание и т.д.). С 2000 года этот рынок увеличился в 7 раз и в ближайшие годы достигнет 6-7 трлн долларов. Примерно половину этих объемов составляют расходы семей на образование детей.

Родители во всем мире — оптимисты. 75 процентов (по данным доклада HSBC) уверены, что будущее их детей будет блестящим. 68 процентов считают, что после обучения дети получат отличную работу. Чтобы ребенок добился успеха, большинство родителей (82 процента) готовы пожертвовать личным благосостоянием. 31 процент берет вторую работу, 25 процентов отказываются от трат на досуг и праздники (о том, на какие жертвы идут родители в России ради поступления ребенка в вуз,— см. материал «ЕГЭ начинается в августе»). И при этом 59 процентов мам и пап (по данным HSBC) не уверены, что они сделали все возможное для будущего счастья своих детей.

В мире известны две модели финансирования семьями образования детей — европейская и азиатская. По данным HSBC, европейцы тратят меньше (во Франции это "всего" 16 708 долларов), азиаты — больше (здесь лидер Гонконг — 132 161 доллар). Притом что в среднем по миру эти расходы составляют 44 221 доллар. Можно предположить, что эти различия обусловлены уровнем социально-экономического развития: в развитых странах система устроена так, что финансовая нагрузка на семьи смягчается.

Один из европейских экспертов рассказывал "Огоньку", что в Старом Свете семьи обычно делают расчеты инвестиций в образование, то есть составляют некий долгосрочный бизнес-план. В нем учитываются условия рынка труда по избранной специальности, доступность образования по этой специальности и возможности семьи дать такое образование ребенку. А связи образования и рынка труда устроены так, что ребенок может выходить на него на разных этапах: после средней школы, после двух лет обучения в вузе или трех, четырех, пяти. И в любом случае найдет место — вопрос, конечно, какое. Понятия "непрестижная профессия" в Европе нет. Уверенность семьям в Европе придает отлаженная и прозрачная система кредитов, стипендий, грантов и других видов финансовой поддержки. В Германии законодательно предусмотрены ежемесячные беспроцентные ссуды для студентов при условии своевременной сдачи зачетов и экзаменов. Ссуда возвращается лишь после окончания университета. В Швеции банки выдают студенческий заем с неограниченным сроком погашения под 2 процента годовых. В Европе, по словам эксперта, мало студентов идут в аспирантуру, большинство ограничивается бакалавриатом. А продолжают образование не раньше чем через 2-3 года работы, но уже, как правило, на свои заработанные деньги.

Азиатская схема иная. Во-первых, семьи стремятся дать детям полное образование (включая аспирантуру) в один присест, не растягивая это дело на годы. Отчасти это связано с тем, что семьи отправляют детей на учебу преимущественно в США или Англию и не могут растягивать учебу в вузе надолго. Банковские кредиты в азиатских или латиноамериканских странах есть, но они дороже, чем в Европе. Поэтому семьи заранее копят деньги на образование детей.

России в исследовании HSBC нет. Может быть, потому что наша модель финансирования семьями образования детей не похожа ни на европейскую, ни на азиатскую. Кажется, мы и сами не понимаем, какая она. Одно совершенно очевидно: наши семьи не в состоянии просчитать расходы на образование детей, потому что у нас дальше, чем на год, никто ничего не планирует.

Ирина Колесникова, декан факультета международного бизнеса Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС, говорит, что "родители активизируются, когда ребенок оканчивает школу": "Тогда перед ними возникает цель: поступить на бюджетное место в престижном вузе. Здесь возникает несложный расчет. Хорошая подготовка к ЕГЭ с репетитором обходится в среднем в 400 тысяч рублей в год. Еще два года назад эта сумма равнялась двум годам обучения на платной основе. Сейчас цены в вузах выросли примерно в полтора раза, и соответственно увеличилась финансовая нагрузка на домохозяйства, если ребенок не попадает на бюджет".

У нас нет ни грантов, ни ссуд, ни пособий для поддержки семей. Уже много лет банки пытаются наладить выдачу образовательных кредитов. Но кто же даст гарантию, что, получив диплом, ребенок сможет так хорошо устроиться, что выплатит кредит с процентами? Одно время государство погашало проценты по образовательным кредитам. Тогда Сбербанк выдавал их под 7,5 процента годовых. Но сейчас на сайте Сбербанка висит объявление: "Предоставление образовательных кредитов с государственной поддержкой временно приостановлено". Банки предлагают кредиты от 12 до 20 процентов...

Вот и посчитайте, сколько лет потребуется, чтобы после вуза оплатить образовательный кредит с такими процентами.

Татьяна Клячко, директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС

"У нас существует родительская установка, императив высшего образования. Родители всегда хотят, чтобы дети получили образование более высокого уровня, чем получили в свое время они. При этом большинство родителей не довольны школьным образованием своих детей."

Подробнее >>