Вышло в свет исследование директора Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ Президентской академии, д. э. н. Татьяны Клячко «Последствия и риски реформ в российском высшем образовании».

Новое исследование представлено в рамках серии «Научные доклады: социальная политика» Издательского дома «Дело» Академии. В работе рассмотрены основные результаты, последствия и риски реформ в российском высшем образовании, проводимых в последние годы. Представлен анализ последствий и рисков введения ЕГЭ для развития региональных вузов, а также проблемы, связанные с проведением мониторинга эффективности деятельности вузов и переходом высшего образования на нормативное подушевое финансирование.

«Задачей образования является формирование, накопление и сохранение человеческого капитала в его современном понимании – как способности реализовывать стратегию высокотехнологического, инновационного и наукоемкого развития страны, обеспечивать повышение благосостояния общества, здоровья и долголетия нации», – отмечает автор Татьяна Клячко. После резкого обесценения человеческого капитала России в период трансформационного кризиса в стране стихийно начался мощный процесс его восстановления за счет резкого увеличения удельного веса молодого поколения, получающего высшее образование.

В настоящее время в вузы поступает 75% возрастной когорты.В среднем более 80,7% из общей численности выпускников школ идет учиться в высшую школу (при этом в крупных городах – свыше 90,2%, в столице и Санкт-Петербурге – около 94%). Из поступивших в организации среднего профессионального образования (СПО) выпускников 9 класса 25% окончивших программы подготовки специалистов среднего звена также поступают в вузы, не выходя на рынок труда. Еще почти 45% делают это в течение 5 лет после окончания, отдавая предпочтение заочной форме обучения. В среднем 10% выпускников программ подготовки квалифицированных рабочих также поступают в вузы, не выходя на рынок труда, а еще 10–12% поступают в высшие учебные заведения спустя 5 лет (как правило, используя предоставленные государством льготы после службы в рядах Вооруженных сил РФ и иные льготы).

Ведущий отечественный эксперт Татьяна Клячко в своей работе подчеркнула, что система высшего образования во многих высокодотационных регионах России одновременно позволяет избежать массовой молодежной безработицы и криминализации молодежной среды (служит «социальным сейфом» для молодежи). Это особенно важно в период сокращения рынка труда в силу экономического спада. По мнению автора, переход на уровневую систему высшего образования дает возможность повысить эффективность социализации молодежи. Четырехлетний бакалавриат обеспечивает выход на рынок труда молодежи, которая обладает достаточными исполнительскими компетенциями.

В перспективе бакалаврские вузы могут полностью взять на себя подготовку специалистов среднего звена, при этом в организациях СПО целесообразно сосредоточить подготовку квалифицированных рабочих кадров на базе не только девяти классов основной школы, но и на базе одиннадцати классов для отраслей высокотехнологичного производства. Вместе с тем именно система подготовки квалифицированных рабочих кадров требует существенной перестройки и не может ограничиваться передачей низкопрестижных учебных заведений начального профессионального образования, не пользовавшихся спросом у работодателей, в систему СПО. По данным Агентства стратегических инициатив (АСИ), под эгидой которого в России проходит чемпионат рабочих профессий WorldSkills, в 2015 г. в Казани в рамках национального чемпионата только по двум компетенциям из 38 его участники показали результат, соответствующий мировому уровню.

Данные ежегодного мониторинга РАНХиГС повышения квалификации кадров, занятых в приоритетных сферах развития экономики Российской Федерации, показывают, что работодатели наиболее низко оценивают подготовку рабочих кадров. Современному производству с дорогостоящим оборудованием требуются кадры, обладающие не только профессиональными компетенциями. Необходимы также такие социальные компетенции, как ответственность, культура и дисциплина труда, умение работать в команде, четкое следование инструкциям. Данные компетенции должны закладываться на уровне общего образования и совершенствоваться на уровне профессионального образования. Кроме того, для современного высокотехнологичного производства требуется социально зрелый работник, как правило, старше 20–21 года. «Выходом здесь может стать подготовка квалифицированных рабочих кадров для высокотехнологичных производств на базе выпускников прикладного бакалавриата с расширенной практикой на предприятиях, заказывающих учебным заведениям подготовку данных кадров», – отметила Татьяна Клячко.

Издание «Последствия и риски реформ в российском высшем образовании» актуально для руководителей и специалистов органов управления образованием и науки, молодежной политики, труда и занятости. Исследование будет интересно экономистам, социологам, специалистам в области статистики, а также депутатам различных уровней, представителям парламентских партий, профессиональных союзов, профильных социально ориентированных некоммерческих организаций. Журналисты и аналитики могут использовать книгу для подготовки профильных материалов.