Центр экономики непрерывного образования

 
Ведущий научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, управляющий партнер Санкт-Петербургского офиса Dentons и руководитель российской практики в области интеллектуальной собственности, ИТ и телекоммуникаций Виктор Наумов подготовил проект Федерального закона «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений в области робототехники».

Проект закона, подготовленный Виктором Наумовым, предполагает ряд изменений и дополнений в области робототехники. Документ разработан по заказу основателя фонда Grishin Robotics и главы совета директоров Mail.ru Group Дмитрия Гришина.

В рамках проекта закона предлагается дополнить 1 часть Гражданского кодекса Российской Федерации главой 6, в которой вводятся понятия «робот-агент» и «робот» и действия в отношении них. Кроме того, предлагается признать роботов источниками повышенной опасности в тех случаях, когда они могут причинить вред обществу из-за отсутствия полного контроля за ними человека.

Статьи законопроекта предполагают:
  • дополнение I части Гражданского кодекса Российской Федерации главой 6 «Роботы-агенты», статьи которой вводят понятие робота-агента, регламентируют применение гражданского законодательства к отношениям с участием роботов-агентов,  определяют владельцев робота-агента, ответственность за действия робота-агента, представительство с участием роботов-агентов, а также его управление. Нормы законопроекта также направлены на определение правоспособности робота-агента и представление его интересов, а также вопросы саморегулирование в области робототехники;
  • внесение в часть II Гражданского кодекса Российской Федерации дополнения в  ст. 1079 п. 4 следующего содержания «Робот признается источником повышенной опасности в случае, если в силу его конструктивных особенностей и (или) параметров его информационной системы, его действия создают повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека. Роботы, являющиеся роботами-агентами, для целей настоящей статьи рассматриваются как имущество, за исключением роботов-агентов, указанных в абзаце третьем пункта 4 настоящей статьи.  Роботы-агенты, выступающие в качестве субъектов правоотношений и являющиеся владельцами других роботов-агентов, несут ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих, независимо от вины.  Положения настоящей статьи не применяются к случаям, когда роботы-агенты выступают в качестве субъектов правоотношений и совершают сделки от своего лица, в том числе, вступают в договорные отношения с другими лицами»;
  • включение ст. 3, гласящей, что предлагаемый Федеральный закон является частью федерального законодательства в области робототехники, который будет действовать с момента  его вступления в силу принятия федерального закона, регулирующего отношения в области робототехники.

Законопроект также содержит разъяснение, что положения гражданского законодательства о роботах не применяются к программам для ЭВМ. Проект закона определяет, что уполномоченным органом Российской Федерации в области робототехники, а также уполномоченным органом Российской Федерации в области создания и ведения реестра роботов-агентов является Правительство РФ.

Ранее Виктор Наумов принял участие в разработке Открытой концепции интернета вещей, которая была представлена в июне 2016 г. на конференции IoT SUMMIT RUSSIA.

«Фактически оба документа взаимосвязаны и направлены на решение проблем стоящего перед Россией технологического вызова. Основные его проблемы и приоритеты были представлены к обсуждению в рамках Гайдаровского форума, который только что завершился в РАНХиГС», – отметил Виктор Наумов.
 
Президентская академия – национальная школа управления