23 декабря 2022 г. Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС) в рамках серии мероприятий «Управление. Финансирование. Образование» провел заключительный в 2022 г. экспертный семинар «Механизмы финансирования высшего образования – основные проблемы и возможные решения» по тематике НИР «Анализ российской системы высшего образования: динамика, факторы, региональные особенности», реализуемой руководителем ЦЭНО РАНХиГС Т.Л. Клячко.

На семинаре представлен доклад директора ЦЭНО РАНХиГС Т.Л. Клячко «Региональные особенности финансирования высшего образования». В докладе рассматриваются различия в финансировании государственных вузов в субъектах Российской Федерации. Особое внимает в докладе было уделено факторам, которые обуславливают указанные различия, в том числе статус вуза и его положение в региональной системе высшего образования. 

В заключении доклада Т.Л. Клячко представила своё видение изменений внешней среды и ее влияние на спрос на высшее образование в регионах России и,  главное, – попадание на бюджетное место или на дешевые платные программы (рост спроса на платное обучение в вузах в регионах, близких к крупным агломерациям – для молодежи Москвы, С-Пб, Екатеринбурга и т.п.). Падение спроса на заочное образование; рост спроса на специалитет, магистратуру и аспирантуру (на более длительное обучение, в том числе платное). При появлении возможности поступать после специалитета в магистратуру – рост спроса на магистратуру. Появление смешанных (разнообразных) образовательных траекторий: бакалавриат – магистратура – аспирантура, специалитет – магистратура – аспирантура, специалитет – аспирантура; снижение оттока выпускников 9-ого класса из школ; рост спроса на программы, востребованные ОПК в СПО и вузах; дальнейший рост спроса на медицинские специальности.

 Кроме того, докладчик отметил влияние на высшее образование изменений экономической ситуации; в частности, изменение цепочек поставок и развитие параллельного импорта, связанных с ростом спроса на специалистов по логистике, а также на специалистов по международным экономическим отношениям и праву, культуре и имеющих соответствующую языковую подготовку (Азия, Африка, Латинская Америка).

Доклад «Рост, замещение и стагнация спроса на высшее образование. Что дальше в разрезе студенческих столиц и регионов?» представили заслуженный профессор, главный научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ И.В. Абанкина и директор Центра финансово-экономических решений в образовании Института образования НИУ ВШЭ К.В. Зиньковский.

 К.В. Зиньковский представил три направления государственной политики, непосредственно влияющих на предложение и спрос на высшее образование: Увеличение бюджетного набора в вузы для снижения последствий ухудшения экономического положения семей; Поддержка региональных вузов, для снижения диспропорций в системе высшего образования, возникших за последнее десятилетие; Приоритет технических направлений подготовки и ИТ над другими направлениями для интенсификации технологического развития страны.

Официальная статистика свидетельствует, что одновременный рост спроса на бюджетное и платное высшее образование закончился в 2018 году, затем рост спроса на бюджетное образование продолжался до 2021 и уперся в "потолок" в 2022 году. В докладе были показаны нарастающие различия между студенческими столицами и регионами в спросе на бюджетное и платное высшее образование, в качестве студентов в разрезе направлений подготовки. 

Также профессор Зиньковский представил сравнительный анализ эластичности спроса на высшее образование по его стоимости и расчёты по структуре спроса по ряду регионов. В заключение докладчик остановился на  некоторых выводах в контексте государственной политики в области высшего образования, отражающих динамику увеличения бюджетного приема, поддержку региональных вузов, а также приоритеты развития технических направлений подготовки в системе высшего образования.

Ряд дополнений и комментариев к докладу представила заслуженный профессор, главный научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ И.В. Абанкина, отметив в том числе тенденцию роста сегмента среднего профессионального образования в структуре высшего образования, а также стагнацию в течение последних 5 лет числа школьников, сдающих ЕГЭ по физике при одновременном росте числа сдающих ЕГЭ по профильной математике и буквально взрывном росте численности выпускников, сдающих ЕГЭ по информатике.

В обсуждении докладов и ответах на вопросы приняли участие докладчики, модератор семинара, заместитель директора по науке ЦЭНО РАНХиГС Е.А. Полушкина, главный научный сотрудник Центра А.В. Федотов, доцент Института экономики и управления РГПУ им. Герцена Н.Ю. Нестеренко, ведущий специалист отдела расчетов и экономического анализа ЮФУ А.А. Алдырев и другие эксперты.

В работе семинара приняли участие директор Лаборатории проблем инновационного развития экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, А.Н. Колесников и доцент ИСАА МГУ им. М.В.Ломоносова О.А. Машкина, заместитель директора ГИВЦ МИРЭА В.П. Поневаж,  профессор Института качества высшего образования НИТУ «МИСиС» В.Ф. Пугач и другие специалисты в области развития системы высшего образования.

Президентская академия – национальная школа управления
Контакты
Институт прикладных экономических исследований
Адрес
119571, г. Москва,
проспект Вернадского, 82-84,
корпус 9, офис 1805
E-mail
Режим работы
будни: с 10:00 до 18:00
сб., вск.: выходной
Телефон
+7 (499) 956-95-39
Написать
Как проехать