24–25 ноября 2022 года в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации состоялась международная научная конференция «Языковая образовательная политика в контексте задач международного десятилетия языков коренных народов», в рамках которой прошел Мастер-класс учителей родного, в том числе русского, языка.
Мероприятие провели совместно Научно-исследовательский центр национальных проблем образования Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и Ассоциация учителей родного, в том числе русского, языка.
Мастер-класс включал проведение серии деловых мероприятий с участием учителей родного, в том числе русского, языка из субъектов Российской Федерации, а также церемонию награждения победителей конкурса.
Основная цель мероприятия – содействие сохранению и развитию языкового и культурного многообразия народов России. Главная задача – укрепление культурных связей и взаимоуважения между народами России; распространение передового педагогического опыта в области преподавания языков народов России и новаторских подходов к развитию языковой культуры обучающихся.
Первая часть конференции «Языковая образовательная политика в контексте задач Международного десятилетия языков коренных народов» прошла в смешанном формате и была посвящена обсуждению проблем языковой образовательной политики не только в субъектах РФ, но и стран ближнего зарубежья. Артеменко Ольга Ивановна, директор Научно – исследовательского центра национальных проблем образования ФИРО РАНХиГС, кандидат биологических наук, доцент, чл.-корр. РАЕН, председатель правления Ассоциации учителей родного, в том числе русского, языка рассказала о современном состоянии развития родных языков в начальном общем образовании. Мурзахмедова Гульнара Мурзалиевна, проректор по научной работе Бишкекского государственного университета им. К. Карасаева, доктор филологических наук, профессор в своем выступлении затронула вопросы языковой ситуации в Кыргызской Республике на современном этапе. Якунина Любовь Тимофеевна, координатор образовательных программ Русского дома в Баку, заместитель председателя Русской общины Республики Азербайджан, председатель Ассоциации русскоязычных учебных заведений Республики Азербайджан выступила с докладом «Проектная деятельность и её роль в сохранении и продвижении русского языка и культуры».
Во время дискуссионной площадки «Этнокультурная направленность в школьном образовании» участники конференции рассказали о языковой ситуации в своем субъекте и о возникающих проблемах в процессе преподавания и изучения языков народов России.
На мастер-классе каждый участник выступил с десятиминутным сообщением о своих методических приемах на уроках преподавания родного языка, о методике преподавания языков народов России в статусе родных языков с опорой на знания, полученные при изучении русского языка, методике преподавания русского языка в статусе родного, а также о формировании общероссийской гражданской идентичности с опорой на этническую. Педагоги участвовали в мероприятии в национальном костюме. Участники мастер-класса показали высокое педагогическое мастерство.
В завершении второго дня состоялось объявление победителей, вручение призов, сертификатов и памятных подарков всем присутствующим участникам Мастер-класса учителей родного, в том числе русского, языка.
По результатам работы жюри победителями стали:
Абсолютным победителем Международного мастер-класса учителей родного, в том числе русского языка - 2022 и обладателем Гран-При «Серебряное перо» стала Салахова Илюса Адиповна, учитель родного (татарского) языка и литературы МБОУ «Гимназия №90» Советского района г. Казани Республики Татарстан.
1.Номинация «Конкурс творчества учащихся на родном, в том числе русском, языке»
Гран-При: Горбаченко Богдан Анатольевич (Ставропольский край, 14 лет)
2. Номинация «Воспитатель формирующий интерес к родному языку»:
3. Номинация «Учитель языков коренных малочисленных народов Российской Федерации»:
Гаер Елена Сергеевна, учитель родного (нанайского) языка МБОУ «ООШ села Омми» Амурского муниципального района Хабаровского края.
4. Номинация «Учитель-новатор»:
Махова Марина Каральбиевна, учитель кабардино-черкесского языка и литературы МКОУ «Гимназия №1» городского округа Нальчик Кабардино-Балкарской Республики;
Смелянская Наталья Васильевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Специализированная школа с углубленным изучением предметов естественно-математического цикла №135 города Донецка» Донецкой Народной Республики;
Дондокова Цыренжап Лхасарановна, учитель русского языка и литературы, русского родного языка и родной русской литературы МБОУ «Дульдургинская средняя общеобразовательная школа №2» Забайкальского края;
Якушева Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ №15 г. Белебея» муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан;
Николаева Марианна Ивановна, учитель якутского языка и литературы в начальных классах МБОУ «Бердигестяхская СОШ им. С.П. Данилова» Горного района Республики Саха (Якутия);
Даржай Алдынай Владимировна, учитель родного языка и литературы ГБОУ «Республиканская школа-интернат «Тувинский кадетский корпус».
5. Номинация «Учитель-мастер»:
Вагина Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №44» г. Иркутска Иркутской области;
Окашева Арунай Михайловна, учитель алтайского языка и литературы МКОУ «Кош-Агачская СОШ имени В.И. Чаптынова» Кош-Агачского района Республики Алтай;
Мучкина Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы ГБОУ Республики Марий Эл «Школа-интернат города Козьмодемьянска «Дарование».
6. Номинация «Лучшая разработка урока, посвященного Победе в Великой Отечественной войне»
Памятными сувенирами и сертификатами также награждены:
За работу в составе жюри мастер-класса благодарностью Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации отмечены:
Председатель жюри Дейкина Алевтина Дмитриевна, профессор Московского педагогического государственного университета, доктор педагогических наук, высоко оценила профессионализм всех участников, а также организацию и проведение международной конференции.