15–16 декабря 2021 г. в Академии состоялась Международная научно-практическая конференции РАНХиГС «Перспективы повышения качества государственного управления в условиях цифровизации».

В работе конференции приняли участие представители заинтересованных органов власти (Счетная Палаты Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральная служба по аккредитации), международных организаций (Всемирный банк, Организация экономического сотрудничества и развития, Ассоциация школ государственного управления Центральной и Восточной Европы – NISPAcee), исследователи из зарубежных стран (Беларусь, Индия, Казахстан, Румыния, Словения, Франция и Южная Корея), ведущих российских научных институтов (Институт экономики РАН, МГУ, НИУ ВШЭ, ВНИИ труда и других), представители предпринимательского сообщества и исследователи как из московского кампуса, так и из филиалов Академии в российских регионах. В рамках конференции было представлено 57 научных докладов, охватывающих различные аспекты повышения качества государственного управления и его цифровой трансформации, развития института государственной службы, а общее число участников конференции превысило 300 человек.

_MG_0615.jpg

В рамках своего приветственного слова Ректор РАНХиГС Владимир Мау отметил, что качество государственного управления становится все более значимым фактором конкурентоспособности стран в мировой экономике, а его повышение является важным условием привлечения инвестиций и стимулирования экономического развития. Президент Ассоциации школ государственного управления Центральной и Восточной Европы – NISPAcee Калин Хинтеа, приветствуя участников конференции, подчеркнул, что цифровая трансформация оказывает значительное влияние и на образовательный процесс, и на деятельность органов государственной власти. Ключевой задачей является обеспечение использования новых технологий в интересах удовлетворения потребностей граждан.

_MG_0607.jpg

 Директор Центра технологий государственного управления (ЦТГУ) ИПЭИ РАНХиГС Владимир Южаков в своем выступлении проанализировал причины, вследствие которых задача повышения качества государственного управления в России не теряет свою актуальность. При этом многолетний как российский, так и зарубежный опыт реформирования показывает, что точечные усилия по улучшению отдельных параметров государственного управления не позволяют решить назревшие проблемы. Необходим комплексный подход, направленный на синхронизированное улучшение всех параметров качества государственного управления (его обоснованности, результативности и эффективности) на всех этапах управленческого цикла и при осуществлении всех типов государственных функций.

 MG 0646

О наличии резервов повышения качества государственного управления в России свидетельствуют и оценки международных организаций и российских экспертов, отметила в.н.с. ЦТГУ ИПЭИ РАНХиГС Елена Добролюбова. При этом критически важным условием повышения качества государственного управления является учет позиции (выгод и издержек) внешних бенефициаров – граждан и бизнеса.

 MG 0648

Необходимость ориентации государственного управления на повышение качества жизни людей и создание благоприятных условий для развития предпринимательства стала центральной идеей всех дискуссий конференции. Решению этой задачи, как отметила в своем выступлении Аудитор Счетной Палаты Российской Федерации Светлана Орлова, может способствовать введение системы оценки результативности и эффективности органов государственной власти, учитывающей как достигаемые результаты, так и затрачиваемые ресурсы.

В данном контексте интересным примером является опыт цифровой трансформации национальной системы аккредитации в период пандемии, представленный в докладе заместителя руководителя Федеральной службы по аккредитации Дмитрия Гоголева. Переход на дистанционное взаимодействие с хозяйствующими субъектами позволил Росаккредитации существенно сократить как сроки оказания государственных услуг, так и затраты на их оказание.

Повышение результативности и эффективности государственного управления является важным приоритетом государственной политики Республики Казахстан, где на решение данной задачи направлен один из национальных проектов страны, отметила Айгуль Кошербаева, вице-ректор по стратегическому развитию, исследовательской работе и международному партнерству Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан. Качество государственного управления может рассматриваться и как важный фактор консолидации общества, подчеркнул Олег Ефремов, заведующий лабораторией исследований государственного управления НИИ теории и практики государственного управления Академии управления при Президенте Республики Беларусь. Все большее значение при оценке качества государственного управления приобретает оценка качества управления рисками, отметил заведующий кафедрой, председатель академического совета аспирантской школы по государственному и муниципальному управлению НИУ ВШЭ Алексей Барабашев.

Вопросы использования возможностей новых технологий и оценки рисков цифровой трансформации государственного управления нашли активно обсуждались и на втором пленарном заседании конференции, посвященном основным урокам цифровизации государственного управления в условиях пандемии COVID-19.

Как подчеркнул специалист по цифровому государственному управлению и открытым данным Директората по государственному управлению ОЭСР Бенджамин Уэлби, пандемия коронавирусной инфекции привела к тому, что сомнения в целесообразности цифровой трансформации государственного управления были отброшены, а скорость внедрения цифровых технологий в государственном секторе кратно возросла. Значительную роль в поддержке этого процесса сыграла «большая двадцатка» (G20), в состав которой входит и Россия.

Расширение использования данных в государственном управлении позволяет повысить качество жизни людей во всем мире, отметил специалист по цифровой трансформации государственного управления Всемирного банка Ярослав Еферин. При этом важно учитывать и минимизировать риски, возникающие при переходе к дата-центричному государственному управлению: угрозы и ограничения неприкосновенности личной жизни, обоснованность государственного контроля, риски монополизации данных, а также риски дискриминации, в том числе при использовании искусственного интеллекта.

Оценивая промежуточные результаты цифровой трансформации в России, в.н.с. ЦТГУ Елена Добролюбова отметила, что при росте интенсивности цифрового взаимодействия граждан и организаций с государством сохраняются и ограничения цифровой трансформации как со стороны предложения (уровня цифровизации государственных органов), так и со стороны спроса (готовности граждан и организаций к цифровому взаимодействию). Ключевым условием успеха цифровой трансформации государственного управления является ее ориентация на достижение конечных результатов, конкретных выгод для всех заинтересованных сторон.

Цифровая трансформация является важным инструментом повышения качества жизни и на муниципальном уровне, отметил заместитель декана, Факультет политических, административных и коммуникативных наук Университета Бабеша — Бойяи, Румыния, Николае Урс. При этом в процесс цифровой трансформации важно вовлекать все заинтересованные стороны, в том числе, предпринимательское сообщество, научные и образовательные организации.

Об активизации использования цифровых технологий и упрощении административных процедур свидетельствуют и результаты опроса государственных служащих Словении, Германии, Румынии, Чехии и Польши, представленные в докладе исследователя Факультета государственного управления Университета Любляны (Словения) Эвы Мурко.

В рамках конференции было проведено 6 тематических сессий, посвященных проблемам и перспективам совершенствования государственного контроля и регуляторной гильотины (сессия 1), цифровизации государственного управления и правам человека (сессия 2), перспективам развития системного правового регулирования государственного управления (сессия 3), качеству государственного управления и государственной службы (сессия 4), основным трендам цифровизации государственного управления (сессия 5) и проблемам ориентации государственного управления на развитие (сессия 6).

Материалы конференции 

Публикации Центра технологий государственного управления по тематике сессий конференции:

Пленарное заседание 1. Качество государственного управления: ключевые вызовы и перспективы роста

  1. Южаков В.Н., Талапина Э.В., Добролюбова Е.И., Тихомиров Ю.А. Инициативный проект закона об обеспечении качества государственного управления. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020. – 150 с.
  2. Добролюбова Е.И., Южаков В.Н. Эволюция государственного управления // Экономическая политика России. Турбулентное десятилетие 2008–2018. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020. — 760 с. – Часть I, Гл. 5. – с.154-175.
  3. Добролюбова Е.И., Южаков В.Н., Старостина А.Н. Оценка качества государственного управления: обоснованность, результативность, эффективность – М.: Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2021. – 282 с.
  4. Добролюбова Е.И., Южаков В.Н., Ефремов А.А., Клочкова Е.Н., Талапина Э.В., Старцев Я.Ю. Цифровое будущее государственного управления по результатам. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС. – 2019. – 114 с.
  5. Добролюбова Е.И. Оценка качества государственного управления в России и других крупных экономиках мира // Государственная служба. – 2021. – Т. 23. – № 1(129). – С. 19-27
    Добролюбова Е.И., Южаков В.Н. Диагностика качества российского государственного управления // Экономическая политика. – 2021. – т.16 - №4.
  6. Южаков В.Н. Государственное управление по результатам: модель для России // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2016. - № 2.

Сессия 1. Совершенствование государственного контроля и «регуляторная гильотина»: достижения и перспективы

  1. Южаков В.Н., Добролюбова Е.И., Покида А.Н., Зыбуновская Н.В. Деятельность государства по защите охраняемых законом ценностей в период пандемии: оценка гражданами // Вопросы государственного и муниципального управления - 2021.-№ 3-C. 7-30.
  2. Масленникова Е.В., Добролюбова Е.И. Реформирование контрольно-надзорной деятельности: результаты с точки зрения граждан и согласно статистической отчетности. // Власть. 2021.  №2.  С. 170-179.
  3. Южаков В.Н., Добролюбова Е.И., Покида А.Н., Зыбуновская Н.В. Результативность и эффективность контрольно-надзорной деятельности государства: мнение бизнеса и граждан. - М.: ИД «Дело» РАНХиГС. – 2021.
  4. Южаков В.Н., Добролюбова Е.И., Покида А.Н., Зыбуновская Н.В. Реформа госконтроля и «регуляторная гильотина»: что получилось с позиции бизнеса? // ЭКО. – 2021. – №7. - С. 151-170.
  5. Добролюбова Е.И. Совершенствование контрольно-надзорной деятельности на основе оценки мотивации бизнеса к соблюдению требований регулирования // Управленец. – 2021. – Т. 12. – № 2. – С. 63-73.
  6. Добролюбова Е. И., Южаков В. Н., Покида А. Н., Зыбуновская Н. В. Как и почему граждане оценивают свою защищенность от контролируемых государством рисков // Социологические исследования. - 2020. Том 46. № 7. - С. 70-81.
  7. Южаков В.Н., Добролюбова Е.И., Покида А.Н., Зыбуновская Н.В. Оценка результативности государственного контроля с позиции бизнеса: ключевые тенденции // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2020. – №2 - С. 32-53.
  8. Масленникова Е.В., Добролюбова Е.И., Южаков В.Н. Статистика и социология результатов контрольно-надзорной деятельности // Экономическая политика. -2020, Т. 15, № 1. - С. 90-107.
  9. Южаков В.Н., Добролюбова Е.И., Покида А.Н., Зыбуновская Н.В. Результативность контрольно-надзорной деятельности государства глазами бизнеса – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2017. – 288 с.
  10. Добролюбова Е.И., Зыбуновская Н.В., Покида А.Н., Южаков В.Н. Оценка влияния государственного контроля (надзора) на деятельность хозяйствующих субъектов. // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2017, № 2. - С. 7-25.

Сессия 2. Цифровизация государственного управления и права человека

  1. Талапина Э.В., Южаков В.Н., Двинских Д.Ю., Ефремов А.А., Черешнева И.А. Оборот данных в государственном управлении: перспективы правового регулирования. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020. 244 с. 15,25 п.л. ISBN 978-5-85006-220-0.
  2. Талапина Э. В. Алгоритмы и искусственный интеллект сквозь призму прав человека // Журнал российского права. 2020. № 10. С. 25—39. DOI: 10.12737/jrl.2020.118. ISSN: 1605-6590
  3. Талапина Э.В. Использование искусственного интеллекта в государственном управлении // Информационное общество. 2021. № 3. С. 16-22.
  4. Черешнева И.А. Алгоритмы и право: анализ, вдохновлённый судебным прецедентом // Информационное общество. 2021. № 6. (в печати).

Пленарное заседание 2. Цифровизация государственного управления в условиях COVID-19: основные уроки

  1. Dobrolyubova, E. Measuring outcomes of digital transformation in public administration: Literature review and possible steps forward // The NISPAcee Journal of Public Administration and Policy. – 2021. – Vol. 14. – No 1. – P. 61-86
  2. Dobrolyubova E., Yuzhakov V. (2020) Monitoring and evaluation of effectiveness and efficiency of public administration digitalization (methodic approach) Moscow: Delo. (in Russian)
  3. Dobrolyubova E., Alexandrov O. (2020) Identifying Duplication in Statistical Indicators: Methodic Approach. In: Alexandrov D.A., Boukhanovsky A.V., Chugunov A.V., Kabanov Y., Koltsova O., Musabirov I. (eds) Digital Transformation and Global Society. DTGS 2020. Communications in Computer and Information Science, vol 1242. Springer, Cham. 
  4. Dobrolyubova E.I., Yuzhakov V.https://doi.org/10.1007/978-3-030-65218-0_15N., Efremov A.A., Klochkova E.N., Talapina E.V., Startsev Ya.Yu. (2019) Digital future of public performance management. Moscow: Delo (in Russian)
  5. Dobrolyubova E., Klochkova E., Alexandrov O. (2019) Digitalization and Effective Government: What Is the Cause and What Is the Effect?. In: Alexandrov D., Boukhanovsky A., Chugunov A., Kabanov Y., Koltsova O., Musabirov I. (eds) Digital Transformation and Global Society. DTGS 2019. Communications in Computer and Information Science, vol 1038. Springer, Cham, pp. 55-67. 
  6. Dobrolyubova, E.I. (2018). Gosudarstvennoe upravlenie po rezul’tatam v  ehpokhu tsifrovoy transformatsii: obzor zarubezhnogo opyta i  perspektivy dlya Rossii [Performance Management in Public Administration in the Digital Era: Review of International Practices and Prospects for Russia]. Public Administration Issues, no 4, pp. 70–93 (in Russian).
  7. Dobrolyubova E.I., Alexandrov O.V., Efremov A.A. Is Russia Ready for Digital Transformation? (2017) Communications in Computer and Information Science. Vol. 745. – pp. 431-444

Сессия 3. Перспективы развития системного правового регулирования государственного управления

  1. Южаков В.Н., Талапина Э.В., Добролюбова Е.И., Тихомиров Ю.А. Инициативный проект закона об обеспечении качества государственного управления. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020. – 149 с. 
  2. Добролюбова Е.И., Южаков В.Н., Старостина А.Н. Оценка качества государственного управления: обоснованность, результативность, эффективность – М.: Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2021. – 282 с.
  3. Добролюбова Е.И., Южаков В.Н. Эволюция государственного управления // В кн.:  Экономическая политика России. Турбулентное десятилетие 2008–2018. - М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020. - с. 154-175
  4. Южаков В.Н., Добролюбова Е.И., Талапина Э.В., Тихомиров Ю.А. Анализ возможностей учета требований ОЭСР к качеству государственного управления в целях развития правового регулирования российского государственного управления / В.Н. Южаков, Е.И. Добролюбова, Э.В. Талапина, Ю.А. Тихомиров. – М.: «Дело» РАНХиГС, 2018.
  5. Южаков В.Н. Государственное управление по результатам: о подготовке проекта федерального закона «Об основах государственного управления в Российской Федерации» // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2016, №1.
  6. Талапина Э.В. Теория административных актов: к проекту закона о государственном управлении // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2016, №9. – с. 84-89.

Сессия 4. Качество государственного управления и качество государственной службы

  1. Добролюбова Е.И., Клочкова Е.Н., Южаков В.Н. Численность и оплата труда федеральных государственных гражданских служащих в условиях внедрения программно-целевых и проектных подходов / Е.И. Добролюбова, Е.Н. Клочкова, В.Н. Южаков. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2018. – 150 с. (Технологии государственного управления).
  2. Добролюбова, Е. И. Оценка конкурентоспособности оплаты труда на государственной службе // Государственная служба. – 2018. – Т. 20. – № 6(116). – С. 36-44.
  3. Добролюбова Е.И. Определение потребностей в сотрудниках для реализации государственных программ // Государственная служба. – 2016, №2. – с. 58-62
  4. Южаков В.Н., Добролюбова Е.И., Александров О.В., Татаринова Л.Н., Масленникова Е.В. Практика и перспективы развития мер материального стимулирования государственных гражданских служащих: монография. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2016. – 224 с. (Технологии государственного управления)
  5. Добролюбова Е.И., Южаков В.Н., Александров О.В., Шебураков И.Б., Логунов М.А., Киселев Е.В., Рудко А.М. Нормирование численности государственных гражданских служащих в сфере осуществления контроля (надзора) и предоставления государственных услуг: монография. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. – 276 с.
  6. Добролюбова Е. Стратегическое управление персоналом государственной службы // Государственная служба. – 2015, № 2. – с. 58-62
  7. Добролюбова Е.И., Александров О.В. Стратегическое управление кадровыми ресурсами на государственной службе как инструмент оптимизации их численности // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2015, № 1. – с. 124-143

Сессия 5. Цифровизация государственного управления: основные тренды

  1. Dobrolyubova, E. Measuring outcomes of digital transformation in public administration: Literature review and possible steps forward // The NISPAcee Journal of Public Administration and Policy. – 2021. – Vol. 14. – No 1. – P. 61-86. 
  2. Добролюбова Е. И. Оценка цифровой зрелости государственного управления // Информационное общество. – 2021. – № 2. – С. 37-52.
  3. Добролюбова Е.И., Старостина А.Н. Оценка цифровизации взаимодействия государства и граждан // Статистика и Экономика. 2021. – Т.18. - №2. – С.45-56.
  4. Добролюбова Е.И., Южаков В.Н., Старостина А.Н. Цифровая трансформация государственного управления: оценка результативности и эффективности. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2021 - 234 с.
  5. Добролюбова Е.И., Южаков В.Н., Ефремов А.А., Клочкова Е.Н., Талапина Э.В., Старцев Я.Ю. Цифровое будущее государственного управления по результатам. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС. – 2019. – 114 с.
  6. Dobrolyubova E., Klochkova E., Alexandrov O. Digitalization and Effective Government: What Is the Cause and What Is the Effect? Communications in Computer and Information Science. 2019. Vol. 1038. pp. 55-67.
  7. Dobrolyubova E.I., Alexandrov O.V., Efremov A.A. Is Russia Ready for Digital Transformation? – Communications in Computer and Information Science. – 2017. – Vol. 745. – pp. 431-444
Сессия 6. Как настроить государственную политику на развитие?
  1. Южаков В.Н., Старцев Я.Ю. Современные теоретические и практические подходы к разработке и реализации политики развития: зарубежный опыт и рекомендации для России. – М.: Москва, 2020. – 89 с.
  2. Старцев Я.Ю. Политика развития: современная повестка // Вопросы управления. - 2020. № 1 (62). -C. 6-20.
  3. Южаков В.Н. Организация процесса развития: онтология и методология управления развитием // М.: ИД В. Ема, 2011. – 215 с.
Президентская академия – национальная школа управления
Контакты
Институт прикладных экономических исследований
Адрес
119571, г. Москва,
проспект Вернадского, 82-84,
корпус 9, офис 1805
E-mail
Режим работы
будни: с 10:00 до 18:00
сб., вск.: выходной
Телефон
+7 (499) 956-95-39
Написать
Как проехать