14-15 октября 2021 года в Президентской академии состоялась шестая ежегодная международная конференция «Эффективное глобальное управление для устойчивого мира». Организатором мероприятия выступил Центр исследований международных институтов (ЦИМИ) РАНХиГС в партнерстве с Итальянским институтом международных политических исследований (ISPI) и «Экспертной двадцаткой» при экспертной поддержке Национального комитета по исследованию БРИКС, Исследовательской группы «Группы двадцати» Университета Торонто и Исследовательской группы БРИКС.

В рамках конференции были рассмотрены вопросы, касающиеся международной финансовой и валютной системы, реализации ЦУР, изменения климата, роли монетарной политики, торговли и инвестиций в обеспечении устойчивости, управления цифровой экономикой, вклада экспертного сообщества в восстановление доверия к многосторонним институтам.

Основное внимание на пленарной сессии «Вызовы и возможности зеленого восстановления для устойчивого мира» было уделено состоянию глобального управления, в том числе, приоритетам предстоящего саммита «Группы двадцати», задачам по обеспечению зеленого восстановления, укреплению международного сотрудничества для управления важнейшими вызовами и создания глобальных общественных благ. В пленарной сессии приняли участие ректор РАНХиГС Владимир Мау, помощник Президента РФ Максим Орешкин, национальный координатор и председатель T20 Италия, вице-президент ISPI Паоло Магри, глава постоянного представительства МВФ в России Аннет Киобе, сооснователь и директор Исследовательской группы «Группы семи», основатель и содиректор Исследовательской группы «Группы двадцати» Джон Киртон, основатель и президент Global Solutions Initiative и Глобального экономического симпозиума Деннис Дж. Сноуэр. Модератором пленарной сессии выступил Владимир Мау.

Владимир Мау, ректор Президентской академии

Открывая мероприятие, ректор Президентской академии отметил, что пандемия нанесла значительный удар по мировой экономике, причем бремя потерь распределяется неравномерно, в наибольшей степени затрагивая наименее развитые страны и уязвимые слои населения. Несмотря на важнейшие коллективные решения, разрыв в уровне доступа стран к вакцинам и ресурсам остается значительным, что препятствует реализации благоприятного прогноза экономического роста.

Владимир Мау подчеркнул, что развитые страны инвестируют почти 30% ВВП в экономическое восстановление, а наименее развитые страны – всего около 2%. При этом согласно планам по восстановлению экономики стран ОЭСР и «Группы двадцати», объем финансирования мер, имеющих позитивный климатический эффект, примерно равен показателю для действий, имеющих негативные и смешанные последствия. В результате не только закрепляется и усугубляется неравенство, но и растут риски достижения ЦУР и Парижского соглашения по климату. 

Для преодоления этих рисков председательство Италии в «Группе двадцати» сфокусировалось на приоритетах искоренения бедности, обеспечения благополучия и процветания, сбережения планеты и борьбы с изменением климата. Эти задачами являются центральными и в повестке других международных институтов и отдельных стран, в том числе России.

По мнению Владимира Мау, несмотря на критику соответствующих антикризисных мер, достижение устойчивого роста и развития невозможно без объединения усилий всех стран и международных организаций. В 2020 году «двадцатке» удалось стимулировать реализацию скоординированного набора мер по преодолению пандемии и ее последствий. Вопрос в том, сможет ли «Группа двадцати» также стать локомотивом зеленого роста. По словам ректора, пандемия резко актуализировала вопросы изменения климата и перехода к низкоуглеродной экономике. 

«В дальнейшей дискуссии эти два сюжета – борьба с пандемией и достижение целей устойчивого развития – должны объединиться не только потому, что пандемия может помешать достижению целей устойчивого развития, но и наоборот: при реализации эффективной антикризисной политики сам кризис можно использовать для достижения позитивных результатов, и эта одна из тех задач, которые сегодня стоят перед человечеством», – резюмировал Владимир Мау.

Паоло Магри, национальный координатор и председатель T20 Италия, вице-президент ISPI

Паоло Магри в своем выступлении отметил, что изменение климата является важнейшей проблемой, потенциально более серьезной, чем пандемия COVID-19, и требует действий со стороны международных институтов, включая «Группу двадцати». Ряд решений «двадцатки» способствовал решению проблемы изменения климата. Так, в 2015 году в период председательства Турции «двадцатка» придала стимул заключению Парижского соглашения по климату, однако в дальнейшем значимых результатов не наблюдалось вплоть до 2019 года. В 2020 году председательство Саудовской Аравии заявило сохранение планеты в качестве одного из своих приоритетов и сфокусировалось на мобилизации финансирования и формировании экономики замкнутого цикла, однако конкретных обязательств по декарбонизации и отмене субсидий на ископаемое топливо не было принято. С учетом роста актуальности вопросов изменения климата эта тема стала одним из приоритетов председательства Италии в «двадцатке» в 2021 г. 

Паоло Магри отметил, что в этой связи были озвучены новые позиции и принят ряд конкретных решений. Во-первых, влияние изменения климата значительно снизится, если повышение глобальной температуры будет ограничено 1,5оС, а не 2оС, как было зафиксировано в предыдущих климатических обязательствах. Во-вторых, связь между производством энергии, выбросами парниковых газов и изменением климата предопределяет необходимость развития возобновляемой энергетики. В-третьих, необходимо принимать во внимание взаимосвязь изменения климата и неравенства. В-четвертых, важно обеспечить финансирование мер по адаптации к изменению климата. В-пятых, планы восстановления экономик мира после пандемии должны учитывать климатическую повестку. В-шестых, была создана Рабочая группа «двадцатки» по устойчивому финансированию. В-седьмых, МВФ одобрил распределение СДР в объеме 650 млрд долл. США, в том числе на цели «зеленого перехода» в развивающихся странах. 

Однако решения «двадцатки» в значительной степени остаются декларативными. В этой связи «Экспертная двадцатка» рекомендовала лидерам «Группы двадцати» создать общую таксономию для стимулирования зеленых инвестиций, предпринимать меры для помощи работникам, испытывающим на себе негативное воздействие энергетического перехода, развивать механизмы пограничной углеродной корректировки, не нарушающие правила международной торговли и, что наиболее важно, способствовать декарбонизации экономики и отменять неэффективные субсидии на ископаемое топливо. 

По мнению Паоло Магри, последняя рекомендация фактически остается неучтенной, поскольку «двадцаткой» до сих пор не принято конкретного обязательства по отказу от финансирования угольной генерации энергии. С учетом важности традиционной энергетики для некоторых членов «двадцатки», возможность согласования консенсусного решения по этим вопросам на предстоящем саммите остается под вопросом.

Максим Орешкин, помощник Президента РФ 

Максим Орешкин в своем выступлении продолжил в тему устойчивого восстановления после пандемии. Несмотря на то, что кризис, вызванный коронавирусом, стал самым серьезным за последние десятилетия, многие стран, включая Россию, показали высокие темпы восстановления, научившись «правильно работать» с макроэкономической политикой. Однако ошибки в структурировании стимулов привели к возникновению дисбалансов на отдельных рынках, связанных с нарушением цепочек поставок и колебаниями спроса, которые необходимо устранять. Одновременно с учетом почти неизбежного сохранения проблемы коронавируса в долгосрочной перспективе перед человечеством стоят вопросы создания и постоянного обновления вакцин вслед за неизбежными мутациями и выработки системных механизмов дальнейшего сосуществования с COVID-19.

Еще одним важным вопросам, по мнению Максима Орешкина, остается стабильность энергетических рынков. Он отметил, что решение вопросов энергетики и климата – две взаимосвязанные общепланетарные задачи, решение которых отдельными странами невозможно в силу взаимозависимости рынков. Наконец, серьезным вызовом остается социальное неравенство, без устранения которого невозможно и решение задач устойчивого развития. 

Комментируя проблемы изменения климата, Максим Орешкин отметил, что для России они стоят острее, чем для многих стран мира, поскольку в северных широтах, арктической зоне потепление наиболее существенно. Для решения этих проблем необходимы коллективные усилия, однако в настоящее время страны действуют разрозненно и несогласованно. Так, несмотря на объявление более ранней по времени цели по углеродной нейтральности, ЕС в ближайшие 10 лет будет оказывать в два раза более негативное воздействие на климат с точки зрения выбросов парниковых газов, чем Россия. 

Максим Орешкин отдельно подчеркнул, что возможности сокращения выбросов парниковых газов связаны не только с изменениями в энергетике, поэтому целесообразно на глобальном уровне составить рейтинг действий в разных сферах с точки зрения эффективности влияния на снижение выбросов. При таком подходе борьба с сокращением площади лесов в Латинской Америке и климатические проекты России оказываются более полезными, чем развитие возобновляемой энергетики. Общемировой реестр проектов с включением как природных решений, так и предложений в сфере энергоэффективности, при условии соответствующего финансирования всеми странами, мог бы стать основой решения климатических проблем. При этом важен комплексный подход и адекватный учет суммарного углеродного следа. Проекты, реализуемые Россией, соответствуют этому подходу. 

Цели РФ гораздо более амбициозны, чем у Европы, и учитывают показатель объема накопленных выбросов парниковых газов. При этом Россия активно реализует программы, которые дают немедленный эффект в части изменения показателей чистой эмиссии парниковых газов. Среди них проекты по использованию попутного нефтяного газа, модернизации энергетики, энергоэффективности, борьбы с лесными пожарами, а также по восстановлению природных экосистем. Важнейшей характеристикой этих проектов является соответствие логике максимального эффекта для климата на каждый вложенный рубль. Такого же подхода, по мнению Максима Орешкина, следует придерживаться и другим странам.

Аннет Киобе, глава постоянного представительства МВФ в России 

Аннет Киобе в своем выступлении сосредоточилась на вопросах ценообразования и, в частности, минимальной международной цены на углерод. Несмотря на отсутствие универсального для всех стран способа борьбы с изменением климата, установление цены на углерод является консенсусным решением, способным остановить глобальное потепление и снизить связанные с ним риски для экономического развития за счет повышения финансовой привлекательности зеленой энергетики. 

Согласно озвученным Аннет Киобе данным, для достижения целей Парижского соглашения до конца текущего десятилетия должны быть предприняты меры, эквивалентные установлению цены на углерод в размере 75 долларов США за тонну. В настоящее время в мире действует около 60 национальных и субнациональных систем по установлению цены на углерод, однако средняя цена в их рамках составляет лишь около трех долларов США за тонну, а 80% эмиссий осуществляются «бесплатно». 

В этой связи МВФ предлагает дополнить Парижское соглашение международным договором по минимальной цене на углерод. Предложенный МВФ договор имеет три основных особенности. Во-первых, для облегчения согласования он будет затрагивать небольшое количество стран, на которых приходится максимальный объем выбросов парниковых газов (так, на страны «двадцатки» приходится 80% выбросов). Во-вторых, соглашение будет основано на минимальной цене на углерод как на единственном параметре, который относительно легко отслеживать. В-третьих, что особенно важно, соглашение будет гибким и справедливым, учитывая уровни развития стран-участниц и их специфику. 

По расчетам МВФ, такое соглашение будет весьма эффективным: введение минимальной цены на уровне 75 долларов США для развитых стран, 50 долларов для развивающихся стран с высоким уровнем дохода и 25 долларов для стран с низкими доходами к 2030 году способно обеспечить сдерживание роста глобального потепления на уровне ниже 2оС при участии в этой схеме только Китая, Канады, Великобритании, ЕС и США. При этом введение минимальной цены необязательно означает установление углеродного налога и может предполагать другие, более приемлемые с учетом страновой специфики меры, например, в области торговли выбросами и секторального регулирования. Помимо снижения выбросов, установление международной минимальной цены позволит генерировать дополнительные средства для помощи наиболее затронутым новой схемой домохозяйствам и бизнесу, а на международном уровне будет более эффективным, чем механизмы пограничной углеродной корректировки, которые потенциально смогут покрыть лишь около 10% выбросов.

Джон Киртон, сооснователь и директор Исследовательской группы «Группы семи», основатель и содиректор Исследовательской группы «Группы двадцати» 

Джон Киртон заявил, что изменение климата станет единственной по-настоящему экзистенциальной угрозой, которая будет обсуждаться на саммите «Группы двадцати» 30–31 октября. По его мнению, для решения климатических проблем лидеры «двадцатки» должны согласовать меры в пяти основных традиционных и новых для повестки института областях. Во-первых, важно устранить субсидии на ископаемое топливо. Один этот шаг позволит снизить уровень эмиссии углекислого газа на треть, сэкономить 6 трлн долл. США и спасти до миллиона жизней в год.

Джон Киртон предложил установить срок полного устранения субсидий на 2025 год, прямо запретить как производственные, так и потребительские субсидии и начать их отмену с угля как наиболее «грязного» топлива. Во-вторых, необходимо выполнить обязательства по климатическому финансированию в объеме как минимум 100 млрд долларов США ежегодно. Развитые страны могут не только стимулировать финансирование со стороны частного сектора, но и использовать высвобождающиеся средства, ранее направлявшиеся на борьбу с пандемией, и перераспределять свои доли в новом выпуске СПЗ для помощи наиболее пострадавшим от изменения климата государствам. В-третьих, «двадцатка» могла бы принять обязательство по высадке триллиона новых деревьев в ближайшие годы, обеспечив таким образом адаптацию к изменению климата, защиту биоразнообразия и культурного многообразия, создание рабочих мест, повышение продовольственной безопасности. Конкретные меры в этом направлении связаны с восстановлением лесов после пожаров и высадкой новых деревьев в регионах с жарким климатом и избыточными земельными ресурсами. В-четвертых, важно обеспечить сохранение торфяников, чья поглощающая способность в отношении углекислого газа намного выше, чем у лесов. В-пятых, необходимо сохранение океанов, в частности, прекращение изменения береговых экосистем и объявление не менее 30% мирового океана охраняемой природной территорией.

Джон Киртон полагает, что на ноябрьской конференции по климату в Глазго лидерам следует установить предел роста глобальной температуры в 1,5оС относительно доиндустриального уровня, согласовать соответствующие национальные меры и ежегодно корректировать их с учетом фактической ситуации, обеспечить механизмы мониторинга и подотчетности, развивать системы установления углеродных цен. Саммиты ООН по климату, по мнению Джона Киртона, должны проводиться ежегодно.

Деннис Дж. Сноуэр, основатель и президент Global Solutions Initiative и Глобального экономического симпозиума 

Деннис Сноуэр подчеркнул важность повышения осведомленности о проблемах изменения климата и стимулирования поддержки со стороны гражданского общества для обеспечения эффективного многостороннего сотрудничеств в целях борьбы с изменением климата. 

Говоря об основных принципах успешного управления общественными благами на различных уровнях, сформулированных нобелевским лауреатом Элинор Остром, Деннис Сноуэр отметил важность решения проблем, связанных не только с изменением климата, но и другими планетарными границами, которые преодолело человечество, включая потерю биоразнообразия и нарушение углеродно-фосфорного цикла. 

Активизация участия гражданского общества в решении данных проблем должна основываться на: построении сильных местных идентичностей; обеспечении соответствия разрабатываемых на глобальном уровне правил и норм локальным условиям с целью справедливого распределения выгод и издержек; обеспечении участия граждан, испытывающих на себе влияние этих правил и норм, в процессе их выработки; учете и уважении прав на нормотворчество в локальном масштабе на самом высоком уровне, вплоть до наднационального; обеспечении мониторинга на всех уровнях; внедрении дифференцированной системы санкций и поощрений в зависимости от исполнения правил; реализации эффективных механизмов разрешения споров; достижении полицентризма в управлении. 

Деннис Сноуэр отдельно подчеркнул, что последний из этих принципов, связанный с согласованностью между микро- и макроуровнем, в значительной степени игнорируется в глобальных усилиях по решению общемировых проблем. Устранение этого пробела могло бы способствовать пониманию индивидуальной ответственности граждан за снижение глобальных рисков и укреплению социальной солидарности.

Итог дискуссии

В контексте концентрации усилий на проблемах климата существуют риски для достижения других целей. Одновременно климатическая повестка при ее адекватном формулировании способна стать связующим звеном между всеми 17 ЦУР, поэтому важен комплексный и сбалансированных подход к решению соответствующих задач. 



© РАНХиГС https://www.ranepa.ru/sobytiya/novosti/v-prezidentskoy-akademii-obsudili-klyuchevye-faktory-dostizheniya-tseley-ustoychivogo-razvitiya/
Президентская академия – национальная школа управления
Контакты
Институт прикладных экономических исследований
Адрес
119571, г. Москва,
проспект Вернадского, 82-84,
корпус 9, офис 1805
E-mail
Режим работы
будни: с 10:00 до 18:00
сб., вск.: выходной
Телефон
+7 (499) 956-95-39
Написать
Как проехать