В Федеральном институте развития образования (ФИРО) РАНХиГС состоялась III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Цифровая дидактика профессионального образования и обучения».

Открывая 17 марта 2021 года конференцию, которая транслируется в YouTube и собрала более 60 спикеров из 12 регионов России, а также ФРГ и Белоруссии, директор ФИРО РАНХиГС Евгений Малеванов отметил, что сегодня, когда мы говорим о росте цифровизации в образовании, важно определиться в наших педагогических целях.

Третий субъект образования: джинн из онлайна

В развитие этих проблемных вопросов директор НИЦ ПОиСК ФИРО РАНХиГС Владимир Блинов напомнил основной принцип цифровой дидактики. Речь, по его словам, идет «не столько о внедрении новых технических средств, которые сыплются на нас как снег зимой, сколько о постановке дидактического вопроса: для чего мы их применяем, с какой целью, каким образом?». Он выразил надежду на то, что «будет проработан целый каскад средств, связанных и с результатами воспитания, помощью человеку в развитии».  

Конечно, термин «цифровая дидактика» сам по себе очень спорный. Нередко приходится слышать: «Вы хотите всех нас оцифровать, превратить в цифровых гуманоидов?» Разумеется, нет. «Мы начали эту работу еще до пандемии, когда возникли все ужасы дистанционного образования, и продолжаем работать над разумным применением в профессиональном образовании тех или иных цифровых средств, устройств виртуальной реальности», – пояснил Владимир Блинов.

Задача должна определять, какие инструменты могут использоваться. В этом направлении своих исследований специалисты оттолкнулись в том числе и от ковидных проблем. «Коммуникация как таковая сама по себе  является важнейшим инструментом обучения, образования в целом. И если в традиционном формате предоставляется возможность работать исключительно с объектами (информацией, базами данных), то цифровые средства могут подразумевать самую разнообразную коммуникацию, в том числе и с искусственным интеллектом», – отметил эксперт. Он уточнил, что разработкой этого направления сегодня занимается 28 образовательных организаций, которым «уже удалось создать некие прототипы цифровых помощников».  

Новая этика сетевой среды

Опытом адаптации профессионального образования Германии к условиям вынужденного дистанционного обучения поделились немецкие коллеги. В результате пандемии огромный рынок подготовки кадров в ФРГ вынужден был понести значительные потери. Компаниям и соискателям сложнее найти друг друга в условиях локдауна. Поэтому в 2020 году профориентационной работы практически не велось, а статистика новых контрактов на обучение установила антирекорд: менее 0,5 млн подписанных соглашений.

«В квалифицированных профессиях снижение было более умеренным, составив в целом почти 8%. Такие профессии, как каменщик, кровельщик, плотник, инженер по двухколесной мехатронике, даже смогли добиться увеличения этого показателя», – сообщила научный сотрудник Федерального института профессионального образования Ханнелоре Кресс (BIBB, Германия).   

«Приноровиться к новым условиям нам помогли такие элементы организации труда как работа в облаке, Microsoft PowerPoint, а также внутренняя коммуникация исключительно по каналу TEAMS», – рассказала директор по развитию бизнеса Департамента дуального профессионального образования Российско-Германской внешнеторговой Палаты (Германия) Робель Патрисия. В своем выступлении она заострила внимание на возможностях и вызовах цифровых форматов в международном сотрудничестве в сфере профессионального образования.

С точки зрения генерального директора «Мобильное электронное образование», научного руководителя ИРЦО МПГУ Александра Кондакова, мы являемся свидетелями, а точнее говоря, членами новой социальной сетевой общности. «Не только дети, а все мы представляем собой сетевое поколение. Понятия "конвергенция", "конвергентная реальность", "конвергентное образование" стали общепризнанными в науке», – отметил он. Спикер особо подчеркнул, что «надпредметные, трансдисциплинарные проекты требуют избыточности, насыщенности, вариативности сетевой среды».

Цифровая этика – важнейший аспект жизни человека в современной среде. Новые возможности, безусловно, трансформируют традиционную систему ценностей. Абсолютная прозрачность поведения пользователя в Сети предъявляет свои требования к его правосознанию как важнейшему элементу самоидентификации, уважению к другим людям, ненарушению их прав.

«Самое главное из того, что мы сегодня осмысливаем и будем  обсуждать, в том числе и с Минпросвещения России, это то, что сетевая  образовательная среда, требования к ней, ее наполнение, дидактические свойства, функции и принципы построения, по сути дела, являются аналогом по своей значимости Федеральному государственному образовательному стандарту», – отметил он.

Человек в интерактиве: новые нормы общения

Выстроить цифровой образовательный процесс без понимания того, кто такой «цифровой человек», не представляется возможным. Между тем, по утверждению известного психолога, члена-корреспондента Российской академии образования, ведущего научного сотрудника Школы антропологии будущего ИОН РАНХиГС профессора Галины Солдатовой, мы о нем знаем чрезвычайно мало.  

А чем больше узнаем, тем больше возникает вопросов. Одно очевидно: чем младше ребенок, тем эти техносистемы (гаджет, платформы, цифровые среды) становятся более влиятельными. Они рассматриваются сегодня не только как культурные орудия, но и являются средой обитания, фактором социализации современного ребенка. Поэтому мы начинаем говорить о новом историческом типе детства, новой нормальности, о «цифровом детстве».

Что касается технической вооруженности поколения Z. Согласно данным исследования среди подростков и родителей, посвященного цифровой социализации и проходившего в 8 федеральных округах в 2018 – 2019 гг., на каждого школьника в среднем приходится 2 – 3 гаджета.

В ходе межличностного нон стоп взаимодействия, а также общения в составе различных групп в интернете, реальная и «цифровая личность» ребенка начинают сближаться и, например, у 30% подростков они уже совпадают.

«Кроме того, у 1/3 тинэйджеров так называемое «число Данбара» – количество стабильно поддерживаемых контактов (френдов в соцсети) в среднем равняется 150, что соответствует среднестатистической коммуникативной норме взрослого», – предупреждает эксперт.

Кто такой педагогический дизайнер и какова его роль в развитии онлайн-образования? Суть его деятельности состоит в проектировании образовательного продукта, сообщил профессор Института педагогики и психологии МПГУ Егор Неборский. «В некотором смысле мы становимся свидетелями разделения труда, когда профессия педагога начинает распадаться на два разных рода занятий. Педагогический дизайнер это, можно сказать, инженер-механик своего рода. Диагност, который выявляет проблему, анонсирует зазор между текущими показателями работы и требованиями к ней», – конкретизировал он. Сегодня эти функции выполняет педагог, но поскольку нагрузки на него возрастают, появляется необходимость готовить отдельного специалиста. А в США, например, это уже реализовано.

К сожалению, на практике, в политических заявлениях и даже во многих нормативных документах бытует мнение, что «смешанное обучение» – это некая одна определенная модель. На самом деле существует море вариантов "Blended Learning", в котором можно утонуть. «Модель "перевернутый класс" – лидер в отечественном и зарубежном пространстве... Есть совсем экзотические модели... Чтобы продвинуться в направлении смешанного обучения, надо во всем этом многообразии разобраться», – подчеркнул ведущий научный сотрудник ПОиСК ФИРО РАНХиГС Игорь Сергеев.

18 марта 2021 года III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Цифровая дидактика профессионального образования и обучения» продолжит работу. Состоится панельная дискуссия «А будет ли СПО? Сценарии развития профессионального образования в эпоху цифровой трансформации». Будут работать секции «Цифровые инструменты в профессиональной ориентации и сопровождении профессионального самоопределения» и «Автоматизация обеспечивающих процессов в профессиональной образовательной организации: проблемы, решения, перспективы».