Эксперт РАНХиГС о востребованности и перспективах каршеринга в России

Каршеринг в последнее время все сильнее проникает в повседневную жизнь множества граждан, особенно на фоне пандемии коронавируса. Недавние исследования показывают, что спрос на долгосрочный каршеринг в России вырос на 30−40%. Почему это случилось, что важно знать при использовании услуг каршеринга и как он влияет на общественный транспорт и такси рассказал руководитель Центра пространственной экономики Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Юрий Пономарев. 

ЧТО ОБЯЗАТЕЛЬНО НУЖНО ЗНАТЬ, ЕСЛИ ПЛАНИРУЕШЬ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ КАРШЕРИНГОМ ВПЕРВЫЕ 

«Как бы это банально не звучало, помимо базовых вещей вроде тарифов (стоимости) и зон, в которых возможно перемещение на машине сервиса каршеринга и завершение поездок, крайне важно перед началом использования каршеринга внимательно ознакомиться с пользовательским соглашением/правилами использования сервиса», – говорит Юрий Пономарев. Эксперт отмечает, что стоит детально изучить перечень запретов и ограничений (например, передача права управления другим водителям; использование автомобиля в неправомерных целях – обучение вождению или платная перевозка пассажиров; или из неочевидного – удаление брендированных наклеек или завершение аренды с низким уровнем топлива и прочие).  

Юрий Пономарев также советует обратить внимание, что некоторые сервисы каршеринга включают в договор с пользователями неочевидные пункты, в которых прописана ответственность пользователя за техническое состояние автомобиля во время его эксплуатации. «Были прецеденты, когда в случае возникающих не по вине пользователя технических неисправностей (например, отсоединения бампера при движении), ответственность возлагалась на пользователя с вытекающими отсюда финансовыми последствиями для последнего», – рассказывает зав. Лабораторией инфраструктурных и пространственных исследований ИОРИ РАНХиГС. 

ВОСТРЕБОВАННОСТЬ КАРШЕРИНГА В РОССИИ И ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА 

Пока что каршеринг является прерогативой крупных городов, региональных центров и не представлен повсеместно, однако в крупных городах его востребованность довольно высока. Востребованность каршеринга также меняется в зависимости от сезонов и погодных условий, но в целом синхронно с объемом востребованности автомобильного транспорта в целом. Как пример, Юрий Пономарев привел летний период и период отпусков, когда спрос на каршеринг снижается. 

Что касается пандемии, то в начальный период распространения заболеваемости, когда был введены ограничительные меры, в том числе на работу каршеринга, из-за этого компании понесли финансовые потери. «Вместе с тем, по мере снятия ограничений и постепенного восстановления экономической активности, как показывают представленные публично данные компаний, спрос на каршеринг и общий пробег увеличился, что может говорить о восстановлении и даже улучшении финансовых показателей сервисов», – поясняет Юрий Пономарев. 

ПРИЧИНЫ РОСТА СПРОСА НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ КАРШЕРИНГ 

Недавние опросы как раз показали, что спрос на долгосрочный каршеринг в РФ вырос на 30−40%. По словам эксперта, это может быть связано сразу с несколькими факторами. «Прежде всего, в условиях продолжающейся пандемии – это желание минимизировать социальные контакты, которые неизбежны при использовании общественного транспорта. Во-вторых, это, как ни странно, развитие внутреннего туризма, в том числе автомобильным транспортом. В-третьих, - продолжает называть причины повышения спроса зав. Лабораторией инфраструктурных и пространственных исследований ИОРИ РАНХиГС, — это эффект низкой базы: многие операторы каршеринга относительно недавно ввели тарифы долгосрочной аренды и активно их продвигают, что приводит к ощутимому росту показателей в относительном выражении». 

КАРШЕРИНГ ИЛИ ЛИЧНЫЙ ТРАНСПОРТ 

Так чем же тогда выгоднее пользоваться – личным транспортом или услугами каршеринга? Юрий Пономарев говорит, что однозначного ответа нет, так как все зависит от ряда параметров. Во-первых, стоимости автомобиля в личном пользовании (автомобили эконом-класса или премиум) и альтернативы, которая используется в каршеринге (аналогично, тарифы существенно различаются). Во-вторых, протяженности пробега (короткие нерегулярные поездки или достаточно большой объем ежедневного использования автомобиля), и, в-третьих, методике подхода к расчету стоимости владения автомобиля и отдельных компонент структуры расходов (например, учитывать или нет амортизацию автомобиля, как ее оценивать для разных моделей и возраста автомобиля, также ряд других вопросов). Для каждой комбинации этих параметров существует своя «граница», при которой использование каршеринга становится более выгодным, чем личный автомобиль. Всем желающим Юрий Пономарев также порекомендовал ознакомиться с исследованием Яндекса, где были детально проанализированы эти аспекты и получены интересные результаты. 

«Кроме того, нужно отметить, что при проведении подобного анализа неизбежно за рамками остается ряд аспектов, которые достаточно сложно оценить количественно, но которые могут оказывать значимое влияние в силу предпочтений каждого человека: личный комфорт (кто-то получает дополнительные положительные эмоции), «статусность» личного авто и прочее», – добавил эксперт. 

БУДУЩЕЕ КАРШЕРИНГА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ТАКСИ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ 

Оценивая перспективы каршеринга в ближайшем будущем, значительная часть экспертов сходится во мнении, что в будущем «шеринговая» экономика будет расти, в особенности в более-менее крупных городах, где достаточно пользователей для рентабельности сервисов. «Парк автомобилей будет расширяться, будут появляться новые тарифы, однако кардинальной перебалансировки между каршерингом и альтернативами в ближайшие 5-10 лет не будет», – считает Юрий. Без значимого упрощения работы сервиса для пользователей, значительного снижения стоимости использования, повышения уровня используемых автомобилей и расширения парка маловероятно, что каршеринг сможет существенно повлиять на использование альтернатив. «Одной из важных вех, возможно, станет, развитие IoT (интернет вещей), что поможет вывести на новый уровень отслеживание состояния автомобиля, параметров управления им и прочих факторов, что, в свою очередь, может снизить тарифы и упростить использование сервисов», – подытожил Юрий Пономарев. 


Президентская академия – национальная школа управления
Контакты
Институт прикладных экономических исследований
Адрес
119571, г. Москва,
проспект Вернадского, 82-84,
корпус 9, офис 1805
E-mail
Режим работы
будни: с 10:00 до 18:00
сб., вск.: выходной
Телефон
+7 (499) 956-95-39
Написать
Как проехать