20 ноября 2020 г. Лаборатория социально-экономических проблем регулирования Института контрольно-надзорной деятельности РАНХиГС провела научно-практический онлайн-семинар по теме: «Риск-ориентированное регулирование в сфере высшего образования».

С докладами выступили:

Основной доклад был посвящен практическим аспектам внедрения риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности высшего образования, а именно выявлению индикаторов риска и оценке экономических последствий внедрения риск-ориентированного подхода. Проведенный авторами доклада анализ показал, что дисциплина вуза в отношении исполнения обязательных требований может зависеть от множества его характеристик, таких как численность обучающихся, степень вовлеченности вуза в систему непрерывного образования и подготовки кадров высшей квалификации, наличия научной деятельности в вузе, распределения доходов вуза между образовательной и научно-исследовательской деятельностью, а также источников финансирования деятельности вуза и распределения между ними. Формирование системы индикаторов риска позволит контрольно-надзорным органам осуществлять более качественный отбор объектов, подлежащих контролю, а, следовательно, может снизить нагрузку на всю систему контрольно-надзорной деятельности путем проведения детальных проверок только тех вузов, для которых высока вероятность нарушений.

Переход к риск ориентированному регулированию во всех видах контроля и надзора приводит к сокращению среднего времени проведения проверочных мероприятий, а также сокращению числа проверяемых объектов, в частности: 

а)        при лицензировании доля объектов, в отношении которых принимается решение о непроведении проверки / не выявляется нарушений увеличивается с 32% до 76-94%, а сокращение времени проверочных мероприятий составляет порядка 17-20% или около 100 тыс. рублей (как экономия времени экспертов и государственных служащих);

б)        при лицензионном контроле доля объектов, в отношении которых принимается решение о непроведении проверки / не выявляется нарушений увеличивается с 39% до 79-93%, а сокращение времени проверочных мероприятий составляет около 20% или порядка 1.2 млн рублей (как экономия времени экспертов и государственных служащих);

в)        при контроле качества образовательной деятельности доля объектов, в отношении которых принимается решение о непроведении проверки / не выявляется нарушений увеличивается с 18% до 83-92%, а сокращение времени проверочных мероприятий составляет 5-6% или порядка 800 тыс. рублей (как экономия времени экспертов и государственных служащих);

г)         при государственном надзоре в сфере образования доля объектов, в отношении которых принимается решение о непроведении проверки / не выявляется нарушений увеличивается с 28% до 78-93%, а время проведения проверочных мероприятий сокращается на 19% или порядка 1.7 млн рублей (как экономия времени экспертов и государственных служащих).

Однако, также необходимо учитывать, что неравномерность в структуре нарушаемых вузом обязательных требований может свидетельствовать о том, что их содержание и способ удовлетворения не понятны подконтрольным объектам, возможность их исполнения в принципе отсутствует, проверка обязательных требований проводится некорректно. Такие обязательные требования должны быть скорректированы в рамках механизма «регуляторной гильотины».

С.В. Янкевич представил результаты анализа обязательных требований Федеральных государственных образовательных стандартов с использованием методов машинной лингвистики, как основного типа документов, устанавливающих обязательные требования к качеству образования. Докладчик показал, что во многом обязательные требования ФГОС не являются уникальными, при этом имеющиеся содержательные различия чаще всего обусловлены особенностями направлений и специальностей реализуемых образовательных программ, практикой их реализации. Анализ, проведенный автором доклада, показал, что существенный пересмотр системы обязательных требований в сфере высшего образования, в частности, требований ФГОС также будет способствовать снижению нагрузки в рамках проводимой административной реформы.