25 ноября в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации состоится научный семинар совместной научно-образовательной лаборатории прикладной математики РАНХиГС-МФТИ и лаборатории инфраструктурных и пространственных исследований ИОРИ РАНХиГС.

Никита Пучкин, ассистент кафедры математических основ управления МФТИ, выступил с докладом об оригинальном способе предсказания одновременно нескольких переменных через восстановление многообразия — прием статистического обучения без учителя. Такой подход к предсказанию отличается гибкостью, так как позволяет описывать глубоко нелинейные связи. Работу алгоритмов Н. Пучкин продемонстрировал на реальных временных рядах по зарплате и валовому выпуску: в 2 из 3 случаев предсказания из восстановленного многообразия превосходили по точности предсказания моделей ARIMA. В ходе дискуссии обсуждалась возможность перенастройки модели (излишней кривизны восстановленного многообразия) и ее преимущества перед более традиционными методами.

Александр Рогозин, ассистент кафедры математических основ управления МФТИ, показал, как с помощью теории графов можно упорядочить разветвленную систему показателей, предложенных для отслеживания работы над целями устойчивого развития до 2030 г. Докладчик рассмотрел два подхода к выделению кластеров вершин графа: поиск сообществ по модулярности и спектральную кластеризацию.

Кирилл Ростислав, младший научный сотрудник Лаборатории инфраструктурных и пространственных исследований ИОРИ РАНГХиГС, выступил с докладом о способах представления сети автодорог в виде графа. Докладчик показал, как выбор того или иного представления той же реальной сети может приводить исследователя к разным выводам, так как многие расчетные меры зависят от распределения степеней вершин графа. К. Ростислав показал оригинальный способ графового представления сети дорожных связей между городами России и результаты оценки центральности вершин в таком графе. Докладчик привел пример того, как при отсутствии подробных сведений об объеме перевозок с помощью разных представлений графа дорог можно оценить важность отдельных дорожных связей, причем так, чтобы учесть косвенное влияние одновременно всех городов страны. На основе расчетных показателей докладчик указал на особенности развития российской автодорожной сети: связи Юга России с другими городами основной полосы расселения, обособленность городов к востоку от линии Новосибирск — Барнаул — Бийск — Горно-Алтайск и пр.

Презентация Крилла Ростислава