Всероссийская научно-практическая конференция «Метапредметные образовательные результаты обучающихся: критерии и инструменты оценки» прошла 29 октября 2019 года в Федеральном институте развития образования (ФИРО) Президентской академии. 

Новый стандарт образования почти готов

Конвергентное обучение, универсальные учебные действия, функциональная грамотность, мягкие компетенции, гибкие навыки, soft skills.... Сколько ученых слов! Но суть, как выяснилось, одна. Все это разные наименования одного и того же образовательного блюда – метапредметных (общеучебных) умений.

Учит ли им сегодня школа? Должна и способна ли учить? Эти вопросы объединили участников конференции – учителей, сотрудников региональных институтов развития образования, образовательных экспертов, чиновников, обсуждавших опыт в том числе и сетевой экспериментальной площадки ФИРО РАНХиГС по апробации новых инструментов формирования и оценки метапредметных результатов.     

После широкого общественного обсуждения завершается работа по внесению изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), сообщила заместитель начальника отдела стандартов и содержания в сфере общего образования департамента государственной политики в сфере оценки качества общего образования Минпросвещения России Елена Прокофьева.

В отличие от действующих ФГОС, в проектах ФГОС начального общего и основного общего образования метапредметные результаты сгруппированы по пяти направлениям и отражают способность школьника использовать на практике универсальные учебные действия, отметила она.   

Оценка достижения метапредметных результатов в проектах ФГОС представлена в ходе промежуточной аттестации начального общего образования, а основного общего образования – в ходе промежуточной и государственной итоговой аттестации. «Кроме того, ФГОС основного общего образования предусматривает при оценивании метапредметных результатов учет сформированности умений обучающихся по выполнению проектных действий и способности к решению учебно-познавательных задач», - заключила чиновница, выразив уверенность, что «все у нас получится».

Между предметом и «метапредметом»

В ближайшие годы Россия должна войти в десятку ведущих стран в группе международных исследований качества общего образования. О барьерах, которые ждут нас на этом пути, рассказал директор Федерального института оценки качества образования Сергей Станченко.     

Если сравнить успехи России в этих всемирных гонках, то мы увидим: в очень похожих, казалось бы, исследованиях она занимает совершенно разные позиции. Так, в исследовании TIMSS, где участвуют восьмиклассники, мы уже преуспели: входим в десятку триумфаторов по математике и естествознанию. Но по результатам PISA, где проверяется математическая, естественно-научная и читательская грамотность, только тридцатые. В чем тут секрет?  

«Разница состоит в подходах к оценке. TIMSS оценивает уровень предметной подготовки, эта оценка привычна и понятна нам, россиянам. PISA оценивает умение использовать полученные знания на практике. То есть, именно то, что мы бы назвали метапредметными умениями», - провел аналогию спикер.

Принято говорить о «знаниевой» парадигме в российском образовании. Мы действительно сильно нацелены на заучивание готовых мантр. Но так ли это плохо? «По большому счету, процесс образования в некоторых своих частях должен быть направлен на базовые фундаментальные ценности», - обозначил свою позицию Станченко, обратив внимание и на другой порок отечественной школы.

Если наши четвероклассники занимают первое место в мире по читательской грамотности, то 15-летние ученики – двадцать шестое. Эту же аномалию ученые фиксируют и по всем остальным предметам – резкое падение уровня подготовки в основной школе, особенно на отрезке с пятого по седьмой класс. «Дети взрослеют, понятно, но это и проблема нашего образования, следствие перегруженности программ с пятого по шестой класс», - предположил участник конференции.  

К вопросу об измеримости компетентности ученика   

Опытом организации, планирования, формирования и оценивания метапредметных результатов (МР) поделилась в формате видеомоста Самара – Москва ведущий научный сотрудник ФИРО РАНХиГС (Самарский филиал) Галина Голуб. Она представила их совместный с научным руководителем ФИРО РАНХиГС Ефимом Коганом проект, осуществляемый на базе региональных инновационных площадок Самарской области.   

Для того, чтобы управлять формированием метапредметных результатов, образовательная организация должна их сформулировать. При этом она соотносит их с ожиданиями местных сообществ. Необходимо также декомпозировать результаты высокого уровня, на достижение которых отводится несколько лет, по годам обучения.

По ее словам, мы можем считать образовательным результатом (не эффектом – результатом) только достижения ученика, оцененные средствами педагогической диагностики. «Если мы прибегаем к методикам психологическим, социологическим, социометрическим, то выходим на поле эффектов», - заявила она, подчеркнув, что «хотелось бы попробовать работать на поле образования в наборе образовательных результатов».

Вместе с тем, говоря о компетентности личности, исследователь не готова рассматривать ее как образовательный результат. «Потому что мы никогда не сможем оценить и шкалировать такое новообразование – слишком многосоставное, вариативное и слишком зависящее от целеполагания самого субъекта», - отметила эксперт.

Москва – Давос: терминология одна, успехи разные

В 2019 году Федеральный институт развития образования провел исследование, направленное на выявление эффективных инструментариев оценки МР обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС общего образования. Исследователи учли опыт стран десяти лидеров рейтинга PISA – 2015 (Сингапура, Японии, Эстонии, Финляндии, Канады, Тайваня, Макао (КНР), Вьетнама, Гонконга, крупных городов КНР).  

«Мы увидели, что Эстония, будучи очень маленькой страной, но взяв за основу финские алгоритмы, сумела перенести их на свою почву. Они оказались хорошими учениками, даже опередившими своих учителей, которые переместились в международном исследовании на пятую позицию», - отметила директор НИЦ социализации и персонализации образования детей ФИРО Наталья Тарасова.

Компетенции XXI века, отмеченные ведущими работодателями мира и отраженные в итоговых документах Всемирного экономического форума в Давосе (2016 г.), и сегодня продолжают будоражить умы педагогов.     

Участники статусного форума в горнолыжном курорте на реке Ландвассер зафиксировали некую траекторию вхождения человечества в четвертую промышленную революцию. «Им показалось, что это будет так. Причем, посмотрите, на первое место выдвинулось то, что мы в нашей отечественной терминологии называем «метапредметными результатами», - подчеркнула она.  

Поэтому и в России тоже посчитали необходимым ускорить подготовку соответствующих пакетов «заданий по метапредмету». Спикер напомнила, что многие страны вовсе не участвуют в исследовании PISA или, допустим, TIMSS, сохраняя высокое качество образования. Другой вопрос – за счет чего? Чем они существенно отличаются от нас?

По ее мнению, у зарубежных коллег действительно выстроена система доверительных отношений на уровне «школа – общество». Школе доверяют, а она, изначально принимая на себя делегированную ей ответственность, не идет, как у нас, по пути бесконечных повторных проверок, пересчета баллов, всероссийских проверочных работ и пр.  

В основе систем образования ведущих стран лежит формирующее оценивание с обратной связью, тогда как в нашем случае – рейтингование и контроль. «Что бы мы ни делали, у нас все оборачивается контролем», - заключила Наталья Тарасова.

О проектах и играх во время урока

С деталями апробации дидактического инструментария в рамках сетевой экспериментальной площадки ФИРО РАНХиГС познакомила заместитель директора НИЦ социализации и персонализации образования Ирина Пастухова. Около 100 педагогов из 22 школ, 2440 учащихся включились в апробацию. «Далеко не всегда эксперименты проводятся с таким большим количеством ребят», - сказала она, отметив, что более 90% учителей показали позитивную динамику развития МР, исходя из показателей, которые определяли сами.

В топ-10 форм и методов оценивания педагоги включили творческие задания, мини-проекты и ситуативные задания, графические работы, игры-соревнования и пр. С точки зрения спикера, силами разных методических объединений в школах необходимо формировать собственные «Банки ситуативных задач и заданий».

Проблемы отстающих не в почете

Нередко приходится слышать от учителей: сначала обучим предмету, а потом пусть психологи занимаются метапредметным результатом. «На самом деле эти два фокуса работают как езда на велосипеде: мы одновременно должны и равновесие удерживать, и видеть перед глазами цель, к которой направляемся. Трудно тренировать равновесие само по себе, без движения к цели», - поделилась директор Центра компетенций АНО ДПО «Академия менеджмента» (г. Набережные Челны Республики Татарстан) Ольга Репина.  

Самое важное и больное для российской педагогики в любой оценке, по мнению директора ФИРО РАНХиГС Максима Дулинова, в том, что мы всегда ориентируемся на лидеров и забываем про тех, кто в отстающих. «Но как раз двигаясь по пути отыскания баланса между предметом и метапредметом, мы и придем когда-нибудь к оценке динамики развития и выстраиванию индивидуальных траекторий под каждого ученика», - выразил уверенность эксперт.

Антон Зверев