16-17 сентября 2019 года в Москве прошла международная научно-практическая конференция, подготовленная совместно Посольством Федеративной Республики Германия в Москве, Российско-Германской внешнеторговой палатой и ФИРО РАНХИГС по теме: "Профессиональная ориентация в профессиональном образовании: в будущее - с уверенностью"

Конференция объединила в своей работе 175 участников. Для ФИРО РАНХиГС, как организатора конференции с российской стороны, было крайне важно, чтобы эти два дня стали площадкой развития, самореализации и рефлексии региональных и федеральных экспертов, позволяя расширить свои горизонты до международного уровня. 

В конференции приняли участие представители профессиональных образовательных организаций, вузов, школ, организаций дополнительного образования, общественных организаций, компаний-работодателей, служб занятости, кадровых агентств и специализированных профориентационных центров из разных регионов страны. Большой интерес у участников вызвала возможность продуктивного профессионального общения с гостями из Германии, Австрии и Швейцарии. На конференции оказались представлены Комитет по международным связям Бундестага Германии, Конфедерация ассоциаций работодателей Германии, Департамент политики занятости Международной организации труда, Федеральный институт профессионального образования и обучения (Германия), Отдел торговли Посольства Австрийской Республики в Российской Федерации, Департамент экономики, финансов и науки Посольства Швейцарии в Российской Федерации.

В частности, Даниэла де Риддер, заместитель председателя комитета по международным связям Бундестага Германии отметила: «Для нас очень важно понимать эмоциональные критерии решения о выборе профессии. Это, во-первых, <желаемый> образ жизни, и, во-вторых, групповое давление. Мы в Бундестаге создали комиссию по вопросам профориентации. И периодически приглашаем на неё учеников. Нам важно знать, что думает и говорит целевая группа, что им кажется модным или интересным. Как бы ни продвигались цифровые технологии, личное профессиональное консультирование в выборе профессии не должно стать жертвой сокращения расходов. Федеральная политика Германии в отношении педагогов, занимающихся профориентацией в том, чтобы дать им возможность выразить, чем они не удовлетворены в своём профессиональном уровне, в ситуации профориентации в целом – и, выясняя это, мы принимаем определённые решения».

«Цель профориентации, её конечный результат – это интеграция человека в трудовой процесс. В этом плане профориентация сродни инклюзии, цель которой – вовлечение человека с определенными проблемами здоровья в жизнь общества,» - сказала Кирстен Воллмер, сотрудник Федерального института профессионального образования Германии.

«Профориентация начинается как стихийный процесс и потом продолжается как структурированный процесс. Стихийная профориентация приводит к формированию фрагментированного опыта. Структурированная <педагогически управляемая> профориентация должна обеспечить упорядочивание этого опыта и информационную доступность тех профессий, которые обычно не попадают в поле зрения на этапе стихийной профориентации. Наш девиз в отношении инклюзии можно сформулировать так: настолько нормально, насколько возможно, и настолько специально, насколько необходимо. Для лиц с ОВЗ в профориентации и профессиональном образовании мы используем следующие меры: поддержка лица с ОВЗ со стороны ассистента; создание особой среды (особые колледжи, особые мастерские для инвалидов); поддержка предприятий, обучающих инвалидов, со стороны государства (льготы) и науки (методики и обучение тех предприятий, у которых нет соответствующего опыта),» - подчеркнула она.

В своем выступлении Штефани Ланген, сотрудник Конфедерации ассоциаций работодателей Германии, отметила, что в Германии законодательно закреплена значимость профориентации в работе как с молодёжью, так и со взрослыми людьми. Отвечает за это ведомство труда, где существует 5 тысяч ставок профконсультантов. «Наше кредо – необходимость кооперации. В одиночку мы ничего не добьёмся. Нужно обеспечить взаимовыгодную («win-win») формулу работы для всех участников взаимодействия».

Геро Стуллер, руководитель отдела по вопросам труда и социальной защиты Посольства Австрийской Республики в Российской Федерации отметил особую роль обучающих предприятий в самоопределении молодежи Австрии:

«75 % молодых людей после школы идут путём профессионального образования. Из них 27% идут в высшие профессиональные училища, остальные – в средние профессиональные училища и дуальные профтехучилища, у выпускников которых самая низкая вероятность столкнуться с безработицей. В таких училищах 20 % составляет теоретическое обучение, 80 % - практическое обучение на производстве. В стране 30 тысяч обучающих предприятий, которые одновременно готовят около 100 тысяч учеников. Среди них есть малые и средние предприятия. Лучших из учеников такие обучающие предприятия, естественно, оставляют себе, а остальные уходят работать на другие предприятия, которые не ведут учебную подготовку».

С опытом Швейцарии познакомил участников конференции Оливер Нивергельт, заместитель руководителя департамента экономики, финансов и науки Посольства Швейцарии в Российской Федерации:

«В Швейцарии 2/3 выпускников школы идут в профессиональное (дуальное) образование, 1/3 – в гимназии с последующим университетским образованием, где они делают академическую карьеру. Но наиболее амбициозные выпускники профессиональных училищ могут затем получить высшее профессиональное образование. Главная точка входа в профориентацию – единый федеральный портал о профессиях и профессиональном образовании, на котором собрана информация о 2 600 профессиях – рассказы, фильмы. В каждом кантоне есть ведомство по делам молодёжи и профориентации, которое, в частности, курирует работу информационных центров профориентации. В каждом таком центре есть, во-первых, доступ к цифровым ресурсам, что обеспечивает первичное знакомство с профессиями и первичную определённость с выбором. Во-вторых, при этих центрах работают один или несколько профконсультантов. В-третьих, там есть библиотеки актуальных информационных материалов. Наконец, ведутся постоянно обновляемые базы данных по следующим направлениям: места на предприятиях для стажировок, для обучения в системе дуального образования, актуальные вакансии. В работе со школьниками используются три самых надёжных и популярных инструмента профориентации. Первый инструмент – посещение предприятия в составе своего класса, начиная с 6-7 класса школы. Такая экскурсия даёт представления о продукции и её производстве, а также о работниках и значении их деятельности для общества. Второй инструмент носит название «Национальный день будущего». Он используется, начиная с 2001 года в работе со школьниками, начиная с 5-6 класса. В этот день они проводят один день на предприятии, рядом с профессионалом – с утра до вечера. Школы в этот день не работают, а для учителей организуется своя программа».

Оба дня конференции прошли крайне насыщенно, в атмосфере профессионализма, активного и плодотворного диалога.  Первый из них был посвящен лучшим отечественным и зарубежным практикам, в ходе работы обсуждались вопросы российско-германского сотрудничества, поднимались различные вопросы профессионального самоопределения людей разных возрастов. Его программа завершилась награждением лучших студентов и наставников, сотрудничающих в рамках образовательных программ, реализуемых совместно российскими колледжами и техникумами, и предприятиями с немецким участием с использованием дуальной формы обучения.

В фокусе второго дня оказалось будущее профессиональной ориентации. В начале пленарного заседания участники почтили память ушедшей из жизни 10 августа 2019 года Светланы Николаевны Чистяковой, академика РАО, доктора педагогических наук, профессора, одного из выдающихся специалистов в области отечественной профориентации.

В работе пленарного заседания приняли участие:

Дулинов Максим Викторович, директор ФИРО РАНХиГС;

Ангелика Муноз, сотрудник подразделения по планированию проекта «Применение стратегии профессиональной подготовки кадров Группы двадцати – Партнерство МОТ и Российской Федерации (Фаза II)»; Департамент политики занятости Международной организации труда;

Блинов Владимир Игоревич, директор научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС.;

Пряжников Николай Сергеевич, профессор, Финансовый университет при Правительстве РФ;

Сергеев Игорь Станиславович, ведущий научный сотрудник ФИРО РАНХиГС;

Дошина Елена Владимировназав. отделом сопровождения профессионального самоопределения и карьерного развития, ГАУ ДПО Иркутской области «Региональный институт кадровой политики и непрерывного профессионального образования»;

Четверикова Татьяна Николаевнаначальник отдела «Центр планирования профессиональной карьеры», ГБОУ ДПО Самарской области Центр профессионального образования;

Исмагилова Зульфия Алексеевна, директор КГБОУ ДПО «Красноярский краевой центр профориентации и развития квалификаций».

На пленарном заседании, дискуссионных площадках и мастер-классах состоялось представление и обсуждение «Ключевых тезисов концепции профессионального самоопределения в условиях постиндустриальной эпохи», проект которой будет разработан в следующем году.

Секционные заседания и круглые столы были посвящены федеральным и региональным моделям, проектам, программам в сфере профессиональной ориентации детей и молодёжи, а также трансформации подходов, технологий, форм и методов сопровождения профессионального самоопределения молодежи.

 В рамках второго для конференции было проведено 4 секционных заседания:

- Проект-сессия с участием представителей Германии «Совместные исследования в профориентации России и Германии», модератор – Есенина Екатерина Юрьевна, ведущий научный сотрудник ФИРО РАНХиГС;

- Коворкинг «Профессиональное самоопределение и его сопровождение в условиях постиндустриальной эпохи: контуры концепции», модератор – Родичев Николай Фёдорович, ведущий научный сотрудник ФИРО РАНХиГС;

- Круглый стол «Современные подходы, технологии, формы и методы сопровождения профессионального самоопределения», модератор – Резапкина Галина Владимировнастарший научный сотрудник ФИРО РАНХиГС;

- Круглый стол «Федеральные и региональные модели, проекты, программы в сфере профессиональной ориентации детей и молодёжи», модератор – Сергеев Игорь Станиславовичведущий научный сотрудник ФИРО РАНХиГС.

Также участники конференции приняли участие в мастер-классах, подготовленных разработчиками проектов «Атлас новых профессий», «Навигатум», «ЕВМ. Единство в многообразии».

При подготовке конференции сотрудники НИЦ профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС стремились в этой работе, прежде всего, к системно-интегративному эффекту, стараясь сконцентрировать в программе второго дня наиболее актуальные и перспективные научные разработки, и опыт в сфере профориентации, накопленные в разных странах, в различных регионах России, в также конкретными разработчиками-профессионалами и энтузиастами профориентационной работы.

Завершилась конференция награждением ведущих региональных экспертов в сфере профориентации.

Участники конференции достигли определенных соглашений об основных направлениях развития российско-германских научных исследований по проблемам, рассмотренным в ходе работы конференции, а также по совершенствованию профориентационной практики в регионах страны.

Судя по широкому новостному резонансу и личным отзывам экспертов, поставленные цели и задачи были выполнены.

"Спасибо за динамичность, разноуровневый и, по сему, очень ценный взгляд, четкую и комфортную организацию процесса!" (О.А.Чернаус, СПб).

"...спасибо за новые идеи и новые шансы! Конференция, правда, удалась" (Е.В.Иванова, СПб).

"...я получила истинное наслаждение от этих двух дней. И основная причина этого - умные талантливые люди, которых собрали вместе. Если не останавливаться на таких вещах, как новый опыт, новые идеи, новые критерии для рефлексии и пр., которые получаешь на хороших конференциях, то для меня одним ярких событий конференции 16-17.09 стало обсуждение профориентации группы риска как осознание глобализации, общности новых вызовов и подходов к их решению". (Т.Н.Четверикова, Самара).

"Спасибо за прекрасно организованную и полезную работу в рамках конференции 16-17 сентября. Я сегодня на вебинаре уже представила её итоги педагогам нашего региона" (И.А.Килина, Кемерово).

"В целом осталось впечатление точного попадания в тему. Все были интересны: и теоретики, и практики". (Л.В.Овсиенко, Казань).

«Получила профессиональное удовольствие плюс около десятка ассоциаций "на полях" для реализации в регионе, импульс к проработке контура отраслевых моделей профориентации при взаимодействии с работодателями (областной уровень - отраслевые ведомства ОИВ). Отклонения от ожидания: во втором дне перегруз психолого - педагогическим содержанием… еще раз спасибо за предоставленную возможность получить Вдохновение! Классно!!!» (Г.А. Белая Ярославль).

Президентская академия – национальная школа управления
Контакты
Институт прикладных экономических исследований
Адрес
119571, г. Москва,
проспект Вернадского, 82-84,
корпус 9, офис 1805
E-mail
Режим работы
будни: с 10:00 до 18:00
сб., вск.: выходной
Телефон
+7 (499) 956-95-39
Написать
Как проехать