Специалисты Федерального института развития образования (ФИРО) Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации  приняли участие в 13 заседании Российско-Германской рабочей группы по профессиональному образованию.

Федеральный институт развития образования (ФИРО) РАНХиГС осуществляет организационно-методическое сопровождение деятельности рабочей группы с российской стороны в течение шести лет. В заседании Российско-Германской рабочей группы приняли участие директор Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО Владимир Блинов, ведущие научные сотрудники Центра Игорь Сергеев и Екатерина Есенина.

Действующие сопредседатели рабочей группы – Вилфред Краус, заместитель генерального директора отдела международных связей Федерального министерства образования и научных исследований Германии, и Инна Черноскутова, директор Департамента государственной политики в сфере профессионального образования и опережающей подготовки кадров Минпросвещения России, начали встречу с взаимного приветствия и краткого обзора приоритетов развития систем профессионального образования двух стран. В работе заседания также приняли участие представители Федерального института профессионального образования Германии (BIBB), Германского центра авиации и космонавтики, Российско-Германской внешнеторговой палаты, Германо-российского фонда молодежных обменов, АСИ, Корпоративной академии Росатома.

В рамках заседания обсуждались планы по уже имеющимся направлениям работы и по новым векторам сотрудничества. Участники обсудили совместную деятельность, в том числе, по Дорожной карте сотрудничества Германии и России в сфере науки, образования и инноваций. Эксперты также уделили внимание взаимодействию в области профессиональной ориентации. Обсуждены были и вопросы цифровизации профессионального образования, а также деятельность Российско-Германской внешнеторговой палаты в российских регионах по формированию и развитию образовательных программ с использованием дуальной формы обучения.

С 2018 г. НИЦ профессионального образования и систем квалификаций (ПОиСК) ФИРО совместно с Федеральным институтом профессионального образования Германии ведет исследовательскую работу по профориентации молодежи и взрослых. В марте 2019 г. состоялась ознакомительная поездка по этой тематике российских ученых, экспертов и практиков в Берлин. В сентябре текущего года в Москве состоится Международная конференция, посвященная теме профориентации и самоопределения. О ходе подготовки к конференции и о планах на 2020 г. на заседании выступил Игорь Сергеев.

Участники одобрили предложение провести совместные исследования по направлениям «Факторы, влияющие на профессиональный выбор обучающегося (родители, друзья, СМИ, педагоги, профориентационные мероприятия и др.)» и «Предпочитаемые сферы профессиональной деятельности». В предыдущие годы НИЦ ПОиСК совместно с Федеральным институтом профессионального образования Германии неоднократно организовывали тематические ознакомительные поездки и стажировки.

По вопросам организации стажировок, преподавательского и студенческого обмена для экспериментальных площадок НИЦ профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС, занимающихся тематикой практико-ориентированного профессионального образования, внедрением дуальной формы обучения выступила ведущий научный сотрудник Екатерина Есенина. Были намечены совместные шаги по организации стажировок в области РЖД при содействии Германо-российского фонда молодежных обменов и Федерального института профессионального образования Германии. Кроме того, Екатерина Есенина представила ход совместной с Федеральным институтом профессионального образования Германии работы над методическими рекомендациями на русском языке по профессиям в области металлообработки и металлургии.

Участники рабочей группы отметили большую значимость развития единых подходов к подготовке кадров, необходимых для обеспечения деятельности российских предприятий с немецким участием в ряде российских регионов (например, Московской области, Краснодарском крае и др.). Эта работа является важным элементов взаимодействия сторон и в рамках Комитета по образованию Российско-Германской внешнеторговой палаты.

Директор НИЦ ПОиСК ФИРО РАНХиГС Владимир Блинов выступил на заседании по одному из наиболее перспективных направлений сотрудничества – цифровизация профессионального образования. В выступлении были представлены результаты работы НИЦ ПОиСК ФИРО РАНХиГС, в частности, ключевые тезисы дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения, характеризующие источники, принципы цифровой дидактики, средства обучения и оценивания. Владимир Блинов подчеркнул, что необходима взаимная трансформация элементов образовательного процесса и цифровых технологий по отношению к друг другу, обеспечение взаимодействия между педагогическим сообществом и разработчиками цифровых продуктов. В этом случае становится достижима педагогическая цель цифрового учебного процесса профессионального образования и обучения – полное усвоение приемов и способов профессиональной деятельности. Изменятся роли педагогов, на первый план выйдут роли организатора и мотиватора, посредника между виртуальным и реальным миром.

Кроме того, на заседании была представлена информация о формировании сети федеральных экспериментальных площадок по теме «Цифровая дидактика профессионального образования», эту работу ведет НИЦ ПОиСК ФИРО РАНХиГС в 50 российских регионах. Участники рабочей группы отметили большую значимость и перспективность этой темы и выразили интерес к предстоящей работе сети экспериментальных площадок, созданной в ФИРО РАНХиГС по направлению «Цифровая дидактика профессионального образования». Были также намечены совместные планы по развитию этой темы на совместных встречах в 2019 – 2020 годах.

Важным событием 13-го заседания стала презентация двухтомного издания «Аналитический обзор сотрудничества России и Германии в сфере профессионального образования», подготовленного к публикации на русском и немецком языках совместно ФИРО РАНХиГС и BIBB. Первая часть аналитического обзора посвящена истории развития профессионального образования в Германии и России. Авторы – профессор Европейского университета Фленсбурга Ф. Херкнер и профессор Владимир Блинов. Вторая часть представляет промежуточные итоги сотрудничества России и Германии в течение 2013–2019 гг.. Одним из авторов текста второй части является Екатерина Есенина.

Программу заседания продолжило посещение совместно с немецкой делегацией МЦК в области информационных технологий. Участники высоко оценили работу МЦК по подготовке студентов к соревнованиям Ворлдскиллс, а также обучению студентов по программам СПО, организации дополнительного образования детей с шести лет в области информационных технологий. Эксперты отметили, что МЦК интересен также и своей воспитательной работой: студенты и преподаватели совместно создали и развивают музей истории связи и коммуникаций. Участники заседания высказали пожелание развивать взаимодействие МЦК с образовательными центрами и организациями Германии.

Утро второго дня было отведено культурной программе участников Российско-Германской рабочей группы – посещению Казанского Кремля. Во второй половине дня состоялась встреча с представителями КНИТУ (подразделение СПО) по вопросам организации профориентации школьников профессиям химической промышленности, организации взаимодействия в системе лицей-колледж-вуз, а также по взаимодействию с работодателями.

По итогам двухдневной встречи участники одобрили проведенную за прошедший год работу в рамках Рабочей группы и составили примерный план мероприятий и рабочих встреч на 2020 г. Эксперты определили, что будет продолжена и углублена деятельность по всем обсужденным направлениям; было запланировано проведение 14 заседания Российско-Германской рабочей группы по профессиональному образованию в Германии в июне-сентябре 2020 г., точные даты и место которого будут определены позже.