Международная лаборатория исследования проблем устойчивого развития

 

Счетная Палата РФ в 2021 году выпустила отчет по оценке эффективности деятельности акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (Корпорации МСП), в том числе по реализации задач и достижению результатов национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», что крайне актуально в текущих условиях. 

Сотрудник Международной лаборатории исследования проблем устойчивого развития ИПЭИ РАНХиГС Вера Баринова прокомментировала Бюллетень Счетной Палаты «Малое и среднее предпринимательство».

Эксперт отметила, что в первой версии национального проекта по поддержке предпринимательства Корпорация МСП была одним из ведущих исполнителей. Однако уже летом 2020 года стало очевидно, что Национальный проект «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» не оказал существенного влияния на рост численности занятых в сфере МСП и числа субъектов МСП, и ключевые целевые показатели нацпроекта, возможно, не будут выполнены.

В этой связи совершенно оправданно были поставлены цели проверки – и анализ организации деятельности АО «Корпорация МСП» как института развития в сфере малого и среднего предпринимательства, и анализ ее роли в области координации вопросов оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также масштабы влияния деятельности АО «Корпорация МСП» на развитие сектора малого и среднего предпринимательства. Текущий отчет позволил подвести промежуточные итоги и наметить возможные направления корректировки работы системы поддержки МСП в целом и Корпорации МСП в частности.

Основные выводы и рекомендации отчета Счетной палаты свидетельствуют о высоком качестве проведенной проверки. Отчет демонстрирует комплексный подход к анализу деятельности Корпорации МСП: рассмотрены основные стратегические документы, внутренние документы, последовательно рассмотрены основные функции показатели и привязанные к их выполнению целевые индикаторы.

По мнению эксперта, в отчете справедливо отмечено невыполнение Корпорацией функции системного интегратора мер поддержки МСП, как зафиксировано в Стратегии МСП, отсутствие проведения на регулярной основе мероприятий по анализу функций действующих институтов развития, связанных
с поддержкой МСП, и подготовке соответствующих предложений
по оптимизации указанных функций.

Отсутствие ориентации на Стратегию развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года (далее – Стратегия МСП) как на основополагающий документ для выработки политики поддержки МСП является очевидным слабым звеном системы поддержки МСП в России в целом. Оно порождает недостаточную скоординированность политики поддержки МСП, дублирование некоторых функций и зон ответственности основных институтов развития и федеральных министерств, несоответствие задач полномочиям. В настоящее время Стратегия не работает как верхнеуровневый документ стратегического планирования в сфере поддержки МСП.

Важной проблемой является корректная постановка показателей эффективности, которыми необходимо руководствоваться при реализации политики поддержки МСП. Как отмечается в отчете Счетной Палаты, показатели либо выполняются формально, либо не выполняются вообще, либо результаты выполнения подлежат сомнению.

Безусловно, выработка адекватных целевых показателей и показателей эффективности системы поддержки МСП является сложной задачей. В целом исследования показывают, что состояние сферы МСП в России практически не зависит от оказываемой поддержки ввиду небольшого охвата, а подвержено изменениям макроэкономических (потребительский спрос) и институциональных (инвестиционные риски, налоги) параметров экономики. В отчете также отмечается, что НГС не оказывает существенного влияния на состояние и развитие МСП в Российской Федерации, поскольку доля получателей поддержки незначительна. Тем не менее, необходимо обеспечить синхронизацию показателей разных нормативно-правовых актов и возможность декомпозиции, отталкиваясь от текущей национальной цели по занятости в МСП.

Основным недостатком проведенного контрольного мероприятия является, как указано в самом отчете, тот факт, что не была проведена оценка результативности предоставляемых Корпорацией МСП мер поддержки, включая ее влияние на развитие субъектов МСП. В связи с этими требуется проведение дополнительных работ по оценке влияния мер поддержки, реализуемых Корпорацией МСП, на малые и средние предприятия в России.

В качестве возможных направлений дальнейшей проработки можно также отметить необходимость проведения оценки эффективности всей системы поддержки МСП, для выявления отсутствия координации, противоречий и дублирований в соотношении функций и полномочий институтов развития на федеральном и региональном уровнях. Это позволит четче разграничить сферы ответственности между регуляторами, включая федеральные министерства.

Также полезным бы был системный анализ нормативно-правовых актов (НПА), регламентирующих развитие сферы МСП, включая Стратегию МСП, новую версию НП МСП, региональные НПА, - для более четкого соотнесения национальной цели и существующих целевых индикаторов остальных НПА, их декомпозиции и возможной корректировки

Президентская академия – национальная школа управления