Студенты в системе среднего профессионального образования смогут зарабатывать во время обучения.

Эксперты «Общероссийского народного фронта» (ОНФ) провели мониторинг доступности среднего профессионального образования (СПО) в 85 регионах. Оказалось, что больше всего респондентов беспокоит трудоустройство после окончания техникума или колледжа. Для решения проблемы в ОНФ предложили создать малые инновационные предприятия при учебных заведениях. Это, по мнению авторов инициативы, позволит студентам не только проходить практику, но и зарабатывать уже со второго курса.

Результаты исследования ОНФ среди 2,3 тыс. родителей показали, что больше всего опрошенных волнует связь техникума с работодателями, производственная практика и трудоустройство студентов.
Многие родители (32%) пока не определились, где их ребенок будет продолжать образование после школы, полагаясь на его самостоятельный выбор. 14% ориентированы на конкретную профессию, а будет это вуз или техникум — для них неважно.

Сегодня на поступление в вуз нацелен каждый пятый ребенок, а в колледж или техникум — каждый десятый. Респонденты отметили, что им важна перспектива дальнейшего трудоустройства (7,6 балла из 10). Так, 10,6% опрошенных сказали, что работу находят менее 50% выпускников техникума или колледжа, который планирует закончить их ребенок.

Однако по словам руководителя службы исследований HeadHunter Марии Игнатовой, соискатели с СПО могут найти работу даже быстрее, чем люди с высшим образованием. 

— Кандидаты с СПО претендуют на неофисные позиции, рабочие специальности, где дефицит кадров намного выше. Так, индекс HeadHunter (соотношение резюме и вакансий) у юристов 8,9, а в сфере рабочего персонала — 1,6, — рассказала она.

Соискатели с СПО просят подобрать им вакансии административного и рабочего персонала, в сфере продаж, бухгалтерии, строительстве, на транспорте и производстве.

Для решения проблемы трудоустройства эксперты ОНФ выдвинули предложение создать в системе СПО малые инновационные предприятия. Это, как считают специалисты, позволит образовательным организациям коммерциализировать результаты своей интеллектуальной деятельности, а также трудоустраивать выпускников.

В ГБПОУ «Московский многопрофильный техникум им. Л.Б. Красина» «Известиям» рассказали, что их студенты под руководством опытных преподавателей и мастеров производственного обучения выполняют полный цикл издательских и полиграфических работ. Например, «выпускают ежемесячный информационный дайджест «Вестник закупок в образовании» — полноцветное многополосное издание. Работа включает в себя дизайн, верстку, редактуру, корректуру и непосредственно производство тиража.

— Будет правильно, если студент колледжа или техникума уже со второго курса получит возможность не только проходить практику, но будет трудоустроенным, начнет выполнять реальные заказы и получать за это денежное вознаграждение. Также мы в ОНФ не поддерживаем изменения госпрограммы «Развитие образования», связанные с сокращением государственного финансирования профобразования, а также исключением мероприятий по модернизации его инфраструктуры, — сказала «Известиям»член центрального штаба ОНФ, зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина.

Член центрального штаба ОНФ, директор средней школы № 29 в Йошкар-Оле Александр Кузнецов рассказал «Известиям», что доступность среднего профессионального образования зависит от трех факторов. Это наличие в каждом муниципальном образовании подобного учреждения, его оснащение современной технологической и учебно-методической базой, а также наличие кадров.

— В ряде субъектов наблюдается отток кадров, многие учителя переходят из средних профессиональных образовательных учреждений в общеобразовательные, — отметил Александр Кузнецов.

Директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко считает инициативу ОНФ правильной, но трудно осуществимой. К тому же непонятно, в какую сумму такая программа обойдется государству с учетом того, что в стране около 2 тыс. организаций СПО.

— Также есть такой нюанс: выпускники техникумов пойдут работать на устаревшие предприятия. А навыки, полученные ими на инновационных, скорее всего, приведут только к раздражению, — опасается Татьяна Клячко.

По ее словам, на предложенных рабочих местах молодежь не устраивают условия труда и зарплаты. Часто они переходят в торговлю и сферу услуг, чтобы получать больше.

В Минобразования «Известиям» заявили, что ведомство поддерживает различные инициативы, направленные на расширение государственно-частного партнерства в сфере образования и привлечение бизнеса в процесс развития образовательной среды, включая среднее профессиональное образование. Однако отметили, что каких-либо конкретных предложений в настоящий момент в Министерство образования не поступало.

Полный текст статьи >>