Министерство образования и науки анонсировало новую реформу

Нынешняя ситуация требует «огосударствления» школ, заявила на заседании комитета Госдумы по образованию и науке в июне глава Минобрнауки Ольга Васильева. «Сейчас школы вне государственной опеки и заботы. Трудно себе представить, что 42 тыс. школ страны Министерству образования и науки не подчиняются, также они не подчиняются и регионам», – пояснила она. 

Реформа начнётся с пилотного проекта: 16 регионов уже изъявили желание в нём участвовать, а в Самарской, Астраханской областях и Санкт-Петербурге он уже начался. По планам Минобрнауки за три года все школы будут выведены из-под муниципального подчинения и переданы под контроль государства. 

Согласно действующему закону «Об образовании» учредителем учебного заведения могут быть как муниципалитет (таких школ в стране большинство), так и региональные власти в лице местных министерств или департаментов образования (эта схема реализована в Москве и Санкт-Петербурге). Функции учредителя предполагают и право собственности на школьное имущество, и полномочия принимать кадровые решения – назначать или увольнять директора школы. Кроме того, на учредителе лежит ответственность за качество оказываемых образовательных услуг, а также за формирование учебной программы. 
«Мы видим такое разнообразие представленных образовательных программ, что очень сложно говорить сейчас о ключевой задаче российского образования – создании единого образовательного пространства и базового содержания для каждого ребёнка», – отметила Ольга Васильева. 

По замыслу законодателей переподчинение учебных заведений скажется на их материальном обеспечении. Сегодня за финансирование муниципальных школ в части содержания зданий и оплату ЖКХ отвечает муниципалитет. По словам директора Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Татьяны Клячко, бюджеты муниципалитетов невелики и зачастую школы испытывают недостаток в денежных средствах. «Муниципалитеты не всегда могут эффективно обеспечивать нормальную жизнедеятельность школы. Поэтому перевод учреждений в региональное ведение может привлечь в систему общего образования больше средств», – заметила она. 

Из бюджета региона между тем начисляется зарплата педагогам, выделяются деньги на покупку учебников и другие образовательные расходы. 
«Передача школ регионам уравняет их доступ к финансированию и, вероятно, улучшит ситуацию с содержанием и ремонтом школ, но не приведёт автоматически к росту зарплаты учителей – это зависит от бюджетных возможностей каждого региона», – пояснил сопредседатель Межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Всеволод Луховицкий. 

По мнению директора Центра государственного сектора экономики Института управления госресурсами ВШЭ Татьяны Абанкиной, передача управления на региональный уровень особенно важна для сельских школ. «Учитывая особенности расселения в сельской местности, на уровне региона будет проще решать многие вопросы, связанные с доставкой детей в школы, работой школ-интернатов, сетевого взаимодействия», – считает она. 

По словам руководителя Центра урегулирования социальных конфликтов Олега Иванова, «в своё время децентрализация системы образования в стране объявлялась как одно из достижений местного самоуправления, однако год от года качество образования ухудшается, и изменения в этой сфере давно назрели». Эксперт уверен, что единая государственная система управления образованием может стать основой для его возрождения. 

Директор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина, напротив, полагает, что роль регионов в управлении образованием и сейчас велика – как в части создания стандартов образования, так и в области регулирования и контроля. «Дальнейшая централизация нецелесообразна: управлять условной тысячей школ из одного регионального центра неэффективно и неудобно, а сам процесс передачи, переоформление множества документов надолго отвлечёт школы от собственно образовательного процесса», – пояснила она. 

Спорный момент реформы, по мнению некоторых экспертов, заключается и в том, что школы могут потерять связь с местным сообществом. 
«Будут усилены вертикаль власти и управляемость системы образования. Но момент социального партнёрства школа – местные сообщества может быть ослаблен», – говорит академик Российской академии образования (РАО) Александр Асмолов. 

Хотя детали реформы на заседании в Госдуме озвучены не были, очевидно, что её реализация потребует внесения изменений в законодательство. В связи с этим Ольга Васильева подчеркнула, что готова к сотрудничеству с депутатским корпусом для обсуждения всех нюансов. 

Полный текст статьи