9 февраля 2024 года Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (далее – ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС) в рамках серии мероприятий «Управление. Финансирование. Образование» проводит экспертный семинар «Формирование образовательных траекторий молодежи: внешние регуляторы и перспективные возможности».

В работе семинара приняли участие руководители и специалисты органов управления образованием субъектов Российской Федерации, руководители организаций среднего профессионального образования, ведущие эксперты в сфере профессионального образования, представители региональных филиалов Академии.

Происходящие изменения в системе среднего профессионального образования, включая реализацию федерального проекта «Профессионалитет», привели к росту востребованности и престижа данного уровня образования со стороны молодежи.

На семинаре экспертами ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС Ларисой Бедаревой и Еленой Ломтевой был представлен анализ влияния внешних факторов на выбор выпускников 11-х классов дальнейшего образовательного пути, в том числе продолжение обучения в системах среднего профессионального и высшего образования. Среди событий, оказывающих существенное влияние на образовательные траектории молодежи были выделены: пандемия коронавируса 2020–2021 годов; изменение структуры экономики после 2022 года на принятие определенных управленческих решений (например, отмена сдачи ЕГЭ в 2020 году; рост бюджетного приема в вузы на инженерно-технические направления подготовки и специальности). Отдельно рассматривался выбор выпускников колледжей относительно продолжения обучения в системе высшего образования. Докладчиками был представлен прогноз изменения нагрузки на систему СПО до 2030 года с учетом прогнозируемых демографических изменений численности населения в возрасте 15–19 лет.

Главный специалист отдела методологии и перспективных исследований в профессиональном образовании Института развития профессионального образования Татьяна Максимченко выступила с докладом «Развитие нелинейных траекторий в профессиональном образовании».

В презентации были рассмотрены внешние и внутренние факторы развития траекторий профессионального образования, проанализированы направления государственной политики в сфере развития профессионального образования, рассмотрены линейные и нелинейные траектории молодежи в системе СПО. Обозначены причины роста востребованности нелинейных образовательных траекторий среди разных групп потребителей, представлены подходы к интеграции программ среднего профессионального и высшего образования, обеспечивающие оптимизацию подготовки квалифицированных специалистов в современных условиях. Особого внимания заслуживает рассмотрение докладчиком формирование траекторий молодежи в рамках НОТ «Профессионалитет», направленных на интенсификацию образовательного процесса, интеграцию содержания и технологий образования с профессиональной средой, ориентацию на регионального работодателя, усиление вариативности образовательной программы.

В обсуждении докладов приняли участие директор ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС Татьяна Клячко; заместитель директора по науке ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС Елена Полушкина; докладчики; доктор социологических наук, профессор Виктория Пугач.

Участники семинара отметили актуальность представленной тематики; большой объем интересной и разнообразной информации, которая была представлена на семинаре; практическую значимость представленных докладов и возможность использования участниками полученной информации в их профессиональной деятельности; важность обмена мнениями и опытом, проведенного во время проведения семинара.