8 декабря 2023 года Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (далее - ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС) в рамках серии мероприятий «Управление. Финансирование. Образование» провел экспертный семинар «Анализ финансовой обеспеченности системы среднего профессионального образования».

В работе семинара приняли участие руководители и специалисты органов управления образованием субъектов Российской Федерации, руководители организаций среднего профессионального образования, ведущие эксперты в сфере профессионального образования.

Исследование вопросов финансирования образовательных организаций, реализующих программы подготовки СПО и привлечение внебюджетных источников в систему вызвано необходимостью повышения финансовой устойчивости и целевой поддержки образовательных организаций в рамках реализации Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2030 года.

На семинаре экспертами ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС Еленой Ломтевой и Ларисой Бедаревой был представлен анализ статистических данных формы N СПО-2 «Сведения о материально-технической и информационной базе, финансово-экономической деятельности профессиональной образовательной организации» по вопросам финансирования вузовской сети СПО. В рамках выступления были рассмотрены особенности реализации программ подготовки среднего профессионального образования в системе высшего образования в разрезе регионов и по источникам финансирования. Отдельно рассматривалось финансирование государственных и негосударственных образовательных организаций СПО, а также финансирование по программам подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена.

Заместитель директора Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС Айрат Сатдыков в презентации «Оценка дифференциации регионального финансирования подготовки кадров в системе СПО» представил результаты исследования в виде дашборда. Визуализация представленных результатов позволила увидеть цельную картину происходящего в финансировании системы СПО. Основной задачей исследования стала оценка объемов и динамики бюджетных вложений в регионе в студентов системы среднего профессионального образования. В докладе была рассмотрена динамика финансирования на одного обучающегося профессиональных образовательных организаций по годам и в региональном разрезе, представлены результаты ранжирования субъектов Российской Федерации по показателям финансирования, показателям динамики и показателям охвата молодежи программами подготовки СПО.

Доклад директора Аналитического консалтингового центра кафедры экономики инноваций экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, члена Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Андрея Колесникова был посвящен особенностям создания малых инновационных предприятий в системе СПО. В выступлении были затронуты законодательные аспекты создания малых инновационных предприятий на базе ОО СПО; вопросы учета и мониторинга малых инновационных предприятий научно-образовательной сферы; показатели соответствия деятельности действующих малых инновационных предприятий критическим технологиям.

В обсуждении докладов приняли участие директор ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС Татьяна Львовна Клячко, заместитель директора по науке ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС РАНХиГС Елена Полушкина, докладчики, главный научный сотрудник ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС Александр Федотов, сотрудник Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» (НИТУ «МИСиС») , Кафедра ЮНЕСКО по сравнительным исследованиям качества высшего образования Института качества высшего образования. Доктор социологических наук, профессор Виктория Федоровна Пугач.

Участники семинара отметили актуальность представленной тематики; большой объем интересной и разнообразной информации, которая была представлена на семинаре; практическую значимость представленных докладов и возможность использования участниками полученной информации в их профессиональной деятельности; важность обмена мнениями и опытом, проведенного во время проведения семинара.