15 сентября 2023 года Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС) в рамках серии мероприятий «Управление. Финансирование. Образование» провел года экспертный семинар «Трудоустройство выпускников системы среднего профессионального образования».

В работе семинара приняли участие руководители и специалисты органов управления образованием субъектов Российской Федерации, руководители организаций среднего профессионального образования (СПО), ведущие эксперты в сфере профессионального образования и молодежной политики.

Актуальность данной темы вызвана повышенным интересом со стороны представителей образовательных организаций СПО и ведущих работодателей субъектов Российской Федерации, активно принимающих участие в реализации проекта «Профессионалитет» и является продолжением семинара, проведенного ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС 16 июня 2023 года, посвященного анализу мониторинга трудоустройства выпускников СПО Федеральной службы по труду и занятости.

На семинаре экспертами Президентской академии Дмитрием Логиновым и Еленой Ломтевой были представлены результаты социологического исследования, посвященного анализу образовательных и трудовых практик российской молодежи, оканчивающей обучение по программам среднего профессионального образования Свердловской, Волгоградской и Ивановской областей, регионов, дифференцированных по уровню социально-экономического развития. В ходе семинара были рассмотрены вопросы, связанные с: обоснованием выбора специальности и оценки ее перспектив в контексте задачи построения успешной карьеры; работой учащихся во время обучения; планами выпускников на трудоустройство; роли образовательной организации в помощи при трудоустройстве выпускников и ожиданий молодежи от первого места работы.

Ведущим научным сотрудником Центра Еленой Ломтевой было отмечено, что ресурсный потенциал родительских домохозяйств (интегральная характеристика домохозяйств, складывающаяся из самооценки обучающегося материального положения, социального и образовательного статуса родителей) существенно влияет на образовательные практики, реализуемые на всех этапах жизненной траектории молодежной когорты, а также на продуктивность и перспективность данных практик.

Старший научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Дмитрий Логинов в рамках своего выступления, сделал акцент на методологии и эмпирической базе исследования. Отметил, что к основным причинам предпочтения молодежью уровня СПО стало нежелание готовиться и сдавать ЕГЭ; отсутствие интереса к обучению в старшей школе и вузе; желание раньше начать трудовую карьеру и стремление получить более применимую на рынке труда специальность.

Отдельно, в рамках доклада, была рассмотрена миграционная активность молодежи и планы миграционных перемещений после получения профессионального образования – только около 40% выпускников уверенно ориентированы на то, чтобы остаться после получения диплома в городе обучения. При этом, по мнению докладчиков, обращает на себя внимание численность группы (более трети опрошенных), представители которой ещё не приняли соответствующего решения.

Директор Центра развития навыков и профессионального образования Института образования НИУ ВШЭ, канд. эконом. наук, Вера Мальцева представила доклад «Карьерные траектории выпускников среднего профессионального образования на материале лонгитюдного исследования». В докладе рассматривались типичные траектории выпускников колледжей в образовании и карьере на материале национальной панели когортного исследования «Траектории в образовании и профессии» (данные лонгитюда включали информацию о траекториях респондентов с 15 до 25 лет и включали 10 волн. с 2012 по 2021 гг.).

Примененный метод выявления траекторий учитывал сложность образовательных и профессиональных треков, а именно: анализ секвенций (последовательностей изменения ежегодного статуса в 10 волнах) и кластерный анализ полученных секвенций. Траектории рассматривались в разрезе длительности образования и опыта работы, в том числе совмещения, занимаемых статусов на рынке труда, отрасли занятости и уровня трудового дохода. Докладчиком были представлены результаты исследования траекторий через призму социально-экономических и демографических характеристик выпускников СПО – потенциальных предикторов включения в различные карьерные треки.

В обсуждении докладов приняли участие модератор семинара, директор ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС Татьяна Клячко, докладчики, ведущий научный сотрудник ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС Алексей Тищенко, представители Центров опережающей профессиональной подготовки.