30 июня 2023 года Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (далее - ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС) в рамках серии мероприятий «Управление. Финансирование. Образование» при участии лаборатории «Медиакультура» Московского государственного института культуры (далее - МГИК) провел экспертный семинар «Дополнительное образование детей и молодежи в области кино и анимации: проблемы межведомственной и межсекторной координации».

В мероприятии приняли участие эксперты Ассоциации кинообразования и медиапедагогики Российской Федерации, представители Общественного движения «Информация для всех», Крымского киномедиацентра, а также ряд профильных федеральных, региональных структур и представителей экспертных сообществ, осуществляющих деятельность в области кинообразования и медиапедагогики, представители органов законодательной и исполнительной власти, управления сферы культуры, образования и науки, просвещения, молодежной политики, руководители и работники образовательных организаций дошкольного и общего, высшего, среднего профессионального образования, организаций дополнительного образования детей (ДОД) и профессионального образования (ДПО), представители научных учреждений сферы науки и образования, культуры, институтов гражданского общества и профильного бизнеса.

Модераторами семинара выступили заместитель директора по науке ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС Елена Полушкина и президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики Российской Федерации, заведующий лабораторией «Медиакультура» МГИК, доцент ВГИК Елена Бондаренко.

С приветственным словом выступила заместитель директора Департамента сопровождения национальных проектов и организации проектной деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации Инна Каракчиева, в котором была отмечена важность затронутой проблемы развития медиаобразования и её составных частей – кино и анимации в процессе формирования ценностей современных детей и молодежи. «Особенности формирования ценностного ориентира — это отдельный разговор, поскольку мы с вами сталкиваемся с очень серьёзными проблемами, как в сфере воспитания подрастающего поколения, так и в сфере формирования базовых потребностей молодёжи. От того, насколько грамотно складываются отношения в этой сфере зависит очень, очень многое. С одной стороны, эффективность реализации образовательных программ в системе дополнительного образования, а с другой стороны, воспитание подрастающего поколения и не просто принятие ценностей, но и воспитание этих ценностей, которые мы с вами наблюдаем». Представитель Минобрнауки России также отметила важность таких компонентов, как формирование общей позиции педагогического экспертного сообщества, а также необходимость изменения в действующих нормативных регуляторах, которые помогут решению проблем в рассматриваемой области.

Почетный президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики Российской Федерации, главный редактор журнала «Медиаобразование» (WoS), эксперт ЮНЕСКО, лауреат Премии ЮНЕСКО «Всемирная информационная и медиаграмотность», руководитель программы «Медиаобразование», ОД «Информация для всех» Александр Федоров отметил, что события последних лет очень резко сдвинули задачи развития медиаобразования и медиакомпетентности. Вчерашний подход к развитию эстетической концепции в медиаобразовании необходимо менять на развитие идеологической концепции, как элемента национальной информационной политики. «Школьники телевизор смотрят сегодня мало или совсем не смотрят. Они находятся в поле интернета, а там сейчас, особенно в социальных сетях, идет настоящая информационная война. И здесь, к сожалению, наши прежние культурологические эстетические концепции уже мало что дают».

Продюсер Таврида Арт Маргарита Шнегас, а также как мать троих детей, понимающая, что включение некой идеологической компоненты в процесс воспитания сегодня вполне оправдано и обоснованно предложила продолжить обсуждение некоторых тем в Судаке 5-10 сентября 2023 года в рамках отдельного мероприятия Тавриды Арт по эстетическому воспитанию.

Ответственный секретарь Культурного фронта России помощник первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Н.П. Бурляева Вячеслав Леонтьев поприветствовал участников семинара от имени Рабочей группы по совершенствованию правовых механизмов участия творческих общественных объединений и религиозных организаций в реализации государственной культурной политики Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений в фокусе интересов которой в значительной степени находится рассматриваемая проблематика. Также Вячеслав Леонтьев сообщил, что Рабочая группа сегодня работает над проектом федерального закона о культуре, в котором тематика развития анимации и кинообразования должна быть обязательно представлена и пригласил экспертов принять участие в разработке и обсуждении указанного законопроекта. Представитель Государственной Думы остановился на проблеме развития отечественной культуры через сохранение цивилизационного кода.

В рамках конференции выступили: Екатерина Якушина, старший научный сотрудник Лаборатории проектирования деятельностного содержания образования НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, выпускающий редактор журнала «Медиа. Информация. Коммуникация», координатор конкурсов EdtekAward, член авторского коллектива УМК «Информационная безопасность 2-11» издательства «Просвещение» с докладом «Роль видео и анимации в развитии подростков в программе «Я  - блогер»»; Елена Куценко, заместитель директора Крымского киномедиацентра и Ялтинской киностудии, заслуженный работник культуры Республики Крым, член правления Ассоциации кинообразования и медиапедагогики Российской Федерации с докладом  «Опыт межведомственного сотрудничества при подготовке медиапедагогов для системы общего и дополнительного образования детей в Республике Крым»; Елена Бондаренко, президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики Российской Федерации, доцент ВГИК,  заведующий лабораторией «Медиакультура» МГИК Московского государственного института культуры (МГИК) с докладом «Кино и анимация в дополнительном образовании: от знакомства до профессиональной ориентации», по мнению участников семинара и ведущих экспертов данный доклад стоит признать наиболее системным и программным. Алексей Семенов, директор школы №5 им. Н.О. Кривошапкина из Якутска Республики Саха (Якутия) представил доклад «Опыт Республики Саха (Якутия) по развитию анимации в системе дошкольного и школьного образования»; Наталья Симбирцева, заведующий кафедрой философии, социологии и культурологии Уральского государственного педагогического университета выступил с  докладом «Кинопедагогика в вузе: реализация интегративного подхода в образовании»; Иван Козлов, советник при ректорате, директор Центра кинопедагогики и медиакультуры МПГУ рассказал о развитии кинопедагогики в Московском педагогическом государственном университете. Старший научный сотрудник ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС, член правления Ассоциации кинообразования и медиапедлагогики Российской Федерации, лидер ОД «Информация для всех» Алексей Демидов резюмировал итоги выступлений, остановившись на перспективах сотрудничества ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС, лаборатории «Медиакультура»  МГИК, Крымского киномедиацентра, МПГУ, МГПУ, МПАДО, ОД «Информация для всех» и других профильных структур в развитии ДОД в области кино и анимации.

Принявший участие в работе семинара автор и руководитель проекта «Галактика» Андрей Гончаров констатировал, что тематика образования в сфере кино, анимации и смежных областей креативных индустрий является сегодня узловой, тема знакомая и она была не раз затронута в диалоге с представителями федеральных и региональных органов власти, как исполнительными, так и законодательными, ОНФ, Аналитического центра при Правительстве РФ, другими представителями секторов власти, бизнеса и третьего сектора. Он отметил, что Межсекторная программа контентного и цифрового развития «Галактика», доработанная с участие коллег из Аналитического центра при Правительстве РФ, РАНХиГС и других структур в федеральный проект, направленный на решение ряда важных задач развития контентной индустрии в формате ГЧП на период 2024-2030 гг.

Алексей Демидов в своем докладе отметил, что сегодня, пожалуй, только Республика Крым имеет полноценную модель межведомственного сотрудничества организаций сферы образования и культуры, в рамках которой в регионе было подготовлено 600 медиапедагогов. Также только Крым и Якутия, объединившись реализуют сверхактуальный проекта «2 Я» (Якутск-Ялта) в рамках которого процесс внедрения знаний и навыков в области анимации и детского кино в процессе воспитания в системе ДОД начинается с дошкольного возраста. Сегодня уже 46 мультфильмов созданных при участии дошколят Якутска размещены в свободном доступе на серверном пространстве Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия). Демидов также отметил, что президент МПАДО профессор Николай Веракса заявил в марте 2023 года, что сегодня критично необходимы компьютерные игры для дошколят возрастных групп трех и пяти лет.

Основной акцент в докладах и выступлениях был сделан на лучших практиках регионов России, опыте федерального центра и КНР в развитии сотрудничества организаций сферы образования, культуры, коммуникации, молодежной и информационной политики, а также были учтены вопросы, заявленные первым заместителем Председателя Комитета Государственной Думы по культуре Дмитрием Певцовым по созданию инфраструктуры развития патриотизма, в том числе в формате организации профильного креативного культурно-образовательного кластера. Принявший участие в работе семинара председатель МОО ПД «Бессмертный полк Победы» Сергей Бородулин отметил актуальность и важность необходимости проведения подобных мероприятий и выразил готовность к сотрудничеству.