Центр экономики непрерывного образования

 

Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (далее - ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС) в рамках серии мероприятий «Управление. Финансирование. Образование» провел 14 апреля экспертный семинар «Влияние социально-экономического положения субъектов Российской Федерации на развитие региональных систем общего образования».

В работе экспертного семинара приняли участие представители органов управления образованием субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, филиалов РАНХиГС, организаций общего и дошкольного образования и дополнительного образования детей, институтов развития образования, педвузов и педколледжей, ведущие эксперты.

Модератором семинара выступила директор ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС, член Экспертной группы по Национальному проекту «Образование» и Рабочей группы Государственного совета Российской Федерации по направлению «Образование и наука», доктор экономических наук Татьяна Клячко.

Семинар открыл доклад ведущего научного сотрудника ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС Алексея Тищенко «Развитие региональных систем общего образования с учетом социально-экономических условий», который был посвящен оценке влияния экономических факторов на ресурсную обеспеченность школ и организаций дополнительного образования детей.  В докладе представлены результаты анализа динамики и структуры финансирования общего образования и дополнительного образования детей, показана связь между валовым региональными продуктом и расходами на образование, дана оценка влияния бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на заработную плату учителей и цифровизацию школ, рассмотрена динамика цен на услуги в сфере образования, показано влияние материального положение семей на посещение детьми дополнительных занятий.

Научный сотрудник Центра систем оценки и управления качеством образования ФИРО РАНХиГС Елена Бенкс представила доклад «Количественная оценка внешнего контекста общеобразовательной организации», подготовленный в соавторстве с директором Центра систем оценки и управления качеством образования Борисом Илюхиным. Доклад содержал результаты исследования по оценке влияние внешних условий на образовательные результаты в региональных системах общего образования, который был проведен Федеральным институтом развития образования РАНХиГС. Результатами исследования:

  • набор показателей для расчета индекса внешнего контекста территории;
  • предложения по совершенствованию федеральных форм статистической отчетности;
  • модель учета индекса внешнего контекста территории для принятия управленческих решений при оценке образовательных систем;
  • предложения по учету индекса внешнего контекста территории на различных уровнях управления.

В докладе рассмотрены качественные и количественные методы оценки внешних социально-экономических факторов, определяющих образовательные ограничения и преимущества школьников. Предложен метод количественной оценки внешнего контекста территории общеобразовательной организации (ИВКТ). Рассмотрены примеры визуализации результатов оценивания с учетом контекстной информации. Представлены рекомендации по использованию предложенного индекса ИВКТ для выделения группы школ, функционирующих в схожих условиях.

Научный сотрудник Центра систем оценки и управления качеством образования ФИРО РАНХиГС Вячеслав Пивоваров представил доклад «Влияние открытия "Точек роста" на результаты освоения общеобразовательных программ», посвященный анализу влияния деятельности специализированных центров на успеваемость школьников и их образовательные траектории.

В обсуждении доклада приняли участие докладчики, модератор семинара Татьяна Клячко, директор Центра систем оценки и управления качеством образования Борис Илюхин, старшие научные сотрудники ЦЭНО РАНХиГС Алексей Демидов и Алексей Коваленко, другие участники семинара. 

 

Список публикаций по тематике семинара. 

Президентская академия – национальная школа управления