7 апреля 2023 года Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС) в рамках серии мероприятий «Управление. Финансирование. Образование» провел экспертный семинар «Ресурсное обеспечение региональных систем среднего профессионального образования (СПО)».

В работе семинара приняли участие представители Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, Минобрнауки России, Института развития педагогического образования, ведущих вузов, в т.ч. МГУ имени М.В. Ломоносова, представители органов управления образованием ряда  субъектов Российской Федерации, ЦОПП, руководители ведущие специалисты организаций СПО, профильных ассоциаций и бизнес-сообщества, ведущие эксперты.

Семинар открыл совместный доклад старшего научного сотрудника ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС Ларисы Бедаревой и доцента, к.п.н., ведущего научного сотрудника ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС Елены Ломтевой «Ресурсное обеспечение региональных систем СПО». Ресурсное обеспечение системы СПО включает в себя: здания и сооружения, обеспечивающие учебный процесс и проживание учащихся (учебно-лабораторные здания, общежития и др.); оборудование для осуществления учебного процесса и получения практических навыков, а также персонал, в состав которого входят административно-хозяйственные и педагогические работники (преподаватели, мастера производственного обучения, воспитатели).На семинаре был представлен анализ текущей и прогнозной нагрузки на образовательные организации СПО, охвата данным уровнем образования молодежи в возрасте от 15 до 19 лет, изменения структуры образовательных организаций системы СПО, обеспеченности местами для получения образования сегодня и в будущем, сроков эксплуатации учебно-лабораторных зданий и общежитий, сроков проведения капитальных ремонтов, доли зданий, находящихся в аварийном состоянии, износа оборудования и состава персонала организаций системы СПО.

С докладом «Ресурсный подход к управлению ПОО на примере «СПБ ГБПОУ колледж водных ресурсов»» выступил директор Санкт-Петербургского Колледжа водных ресурсов, председатель методического совета Ассоциации профессиональных образовательных организаций Санкт-Петербурга Валерий Андреев. Ресурсное обеспечение учреждений среднего профессионального образования города Санкт-Петербург за последние 2-3 года претерпело сильные изменения. В период с 2020 по 2022 год на материально-техническое оснащение профессиональных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию, направлено более 3,2 млр. руб. В 2023 году планируется направить на закупку оборудования, для проведения финала Чемпионата «Профессионалы», 1 млр. руб., который после проведения чемпионата будет передан в колледжи. На проведение текущего и капитального ремонта в 2010-2022 годах было направлено более 2,2 млр. руб. Докладчик отметил, что вице-губернатор Санкт‑Петербурга Ирина Потехина ежемесячно проводит совещание с активом СПО, на котором рассматриваются рабочие вопросы развития системы СПО в городе.

Сегодня во всех образовательных организациях СПО Санкт-Петербурга прошли достаточно сильные изменения в плане модернизации материально-технической базы, создано много новых мастерских, оснащенных современным оборудование.  Причём, обязательным условием приобретения нового оборудования, было выполнение ремонтных работ в помещениях, куда она устанавливалась.  Кроме того, проект по текущему ремонту зданий, включал в себя обеспечение комплексной системой безопасности с видеонаблюдением.  Наиболее острой проблемой ресурсного обеспечения в Санкт-Петербурге, как и в большинстве регионов России, является вопрос кадрового обеспечения.  Запросы работодателей по количеству выпускников колледжей и техникумов постоянно увеличиваются, что ведёт к увеличению контрольных цифр приёма и в свою очередь к необходимости расширения кадрового состава образовательных организаций.  И, конечно, традиционно, остаётся вопрос замены уходящих на пенсию педагогических кадров старшего поколения.  Данный вопрос решается путём мотивации молодых специалистов с предприятий города для перехода работы в систему образования, но вопрос остаётся достаточно острым.

В Санкт-Петербургском «Колледже водных ресурсов» уже достаточно давно внедрена система ресурсного управления, которая функционирует совместно с применением проектного управления.  Для организации этого подхода рассматривается четыре вида ресурсов это образовательный, кадровый, информационный и экономический ресурс.  Для оценки эффективности влияния ресурсов на принятие управленческих решений проводится качественная оценка, состоящая из трёх этапов: проектировочного, определяющего критерии и показателей для каждого из ресурсов, оценочного на котором определяются конкретные значения этих показателей и индикативного, для оценки эффективности использования ресурса и его влияния на систему управления колледжем в целом.

В докладе также рассмотрены конкретные примеры влияния ресурсов на повышение качества образования, расширения сферы деятельности образовательной организации, увеличение объёмов внебюджетных поступлений, состояние и развитие системы электронных образовательных ресурсов для системы СПО, в изрядной степени заимствованной м адаптированной из региональной системы общего образования. Также рассмотрено взаимодействие с коллегами работодателями и представителями системы общего образования по созданию совместных проектов и более эффективного использования ресурсов для реализации совместных задач. В частности, докладчик сообщил, что в 2023 г. будет продолжена практика проведения конференции по СПО в Санкт-Петербурге с участием ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС,

В обсуждении докладов приняли участие модератор секции Татьяна Клячко, докладчики, заместитель директора Департамента сопровождения национальных проектов и организации проектной деятельности Минобрнауки России, ведущий советник Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации Инна Каракчиева, проректор Института развития педагогического образования Сергей Куколев, старший научный сотрудник ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС Алексей Демидов и другие участники семинара.