17 февраля 2023 года Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС) в рамках серии мероприятий «Управление. Финансирование. Образование» провёл экспертный семинар по теме «Анализ финансирования региональных систем общего образования с учетом социально-экономических условий».

В работе семинара приняли участия представители органов управления образованием субъектов Российской Федерации, руководители и ведущие эксперты организаций высшего и среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку педагогических кадров общего, дошкольного образования и дополнительного образования детей,  институтов развития образования, профильных институтов гражданского общества и бизнеса г. Москвы, г. Санкт-Петербурга и федеральных округов, Российской академии образования, МГУ имени М.В. Ломоносова, кафедры ЮНЕСКО МИСиС, Вятского государственного университета, Курского института развития образования, Центра финансового обеспечения  Департамента образования и науки города Москвы, Регионального центра оценки качества образования ЯНАО, Русской православной классической гимназии имени преподобного Сергия Радонежского, других профильных организаций и учреждений.

Семинар открыл кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС, Алексей Тищенко докладом «Финансирование региональных систем общего образования», в котором рассмотрена структура и динамика доходов и расходов общеобразовательных организаций в регионах с различным уровнем социально-экономического развития. В презентации к докладу были представлены уровень расчетной бюджетной обеспеченности, доходы, в т.ч. внебюджетные, на одного обучающегося, доля средств федерального бюджета в доходах за счет бюджетов всех уровней, доля оплаты труда учителей, а также затраты на внедрение и использование цифровых технологий в процессе образования и иные показатели в структуре общих расходов школы, а также представлена разница между экономически развитыми и дотационным регионами, сделан вывод о централизации финансирования для обеспечения цифровой трансформации общего образования.

Далее директор научно-исследовательского центра систем управления и оценки качества образования ФИРО РАНХиГС Борис Илюхин представил доклад «Характеристики образовательных результатов для оценки эффективности управления системами общего образования на уровне региона», посвященный вопросам использования результатов оценочных процедур для управления региональными системами общего образования.

Докладчик обозначил проблемное поле, ориентированное на следующие вопросы:

1. Пандемия инициировала более быструю модернизацию системы образования на уровне школы, учителя и ученика;

2. Изменение образовательного пространства создало новые проблемы для:

а) прямого сравнения накопленных результатов оценивания академических достижений предыдущих лет с текущими;

б) оценки и интерпретации влияния радикально отличающихся сред обучения с учетом внутренних и внешних контекстов образовательных организаций;

3. Технология анализа результатов освоения общеобразовательных программ в период 2017–2022 гг. существенных изменений не претерпела;

4. Отсутствие инструментов визуализации является неуправляемым риском при обеспечении необходимого уровня качества образования.

Также Борис Илюхин обозначил проблемы существующих показателей, в т.ч.: различие в структуре показателей, характеризующих различные ресурсы, а не саму образовательную среду (контекст); отсутствие показателей, фиксирующих внешние непредвиденные воздействия; разнородность, несопоставимость, закрытость данных. На примере изучения одного из регионов была выявлена и представлена негативная динамика: Снижение численности учащихся, сдающих ЕГЭ по профильной математике и физике, в 2023г. ожидается примерно на 3% и 9% соответственно; В 2023 г. прогнозируется рост численности сдающих ЕГЭ по информатике приблизительно на 6%; Получена линейная модель, отражающая положительную зависимость между персональными результатами ОГЭ, диагностической работой и ЕГЭ по математике и русскому языку. Также было выявлено: увеличение доли обучающихся, получивших на ГИА неудовлетворительные результаты; увеличение разрыва между результатами ГИА в городе и селе; уменьшение доли обучающихся, выбирающих предметы по выбору; увеличение доли обучающихся, выбирающих иную (кроме ЕГЭ) форму ГИА; снижение численности обучающихся, получивших аттестат СОО, к численности зачисленных в 10-й класс. Директор Центра ФИРО РАНХиГС представил разработанную по тематике исследования таблицу «Что связано с результатами обучающихся на региональном уровне?» и предложил участникам семинара ряд выводов по результатам исследования.

В обсуждении докладов приняли участие: заместитель директора по науке ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС Елена Полушкина, директор ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС Татьяна Клячко, а также в дискуссии приняли участите Светлана Писарева - проректор по научной работе, и инновационной деятельности РГПУ им. А.И. Герцена. С вопросами и комментариями также выступили заместитель директора Института стратегии развития образования РАО Дмитрий Метелкин, начальник отдела оценки качества образования Минобрнауки Республики Северная Осетия – Алания Альбина Дзлиева, член правления Лиги образования Михаил Кушнир, другие участники мероприятия.

Помимо презентации вниманию экспертов представлен список публикаций по тематике проведенного мероприятия, которые могут быть полезны профильным управленцам, руководителям и сотрудникам сектора общего образования, а также журналистам, пишущим на данную тематику.