10 февраля 2023 г. Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (далее - ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС) в рамках серии мероприятий «Управление. Финансирование. Образование» провел открытый общеакадемический семинар «Развитие инфраструктуры региональных систем среднего профессионального образования».

Ведущий научный сотрудник ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС, к.п.н., доцент Елена Ломтева и старший научный сотрудник ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС Лариса Бедарева выступили с докладом «Региональные аспекты доступности системы СПО для молодежи».

В основу проводимого ими исследования легли Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р и Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в РФ на период до 2030 года.

Анализ статистических данных показал, что:

В настоящее время во многих субъектах РФ наблюдается несбалансированность между выпуском специалистов образовательными учреждениями СПО и потребностями регионального рынка труда. Так, в Алтайском крае предложение специалистов, окончивших программы подготовки специалистов среднего звена, превышает спрос в 3,3 раза, а число выпускников по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих – в 2,9 раза. Иная ситуация складывается на рынке труда Камчатского края. Если предложение специалистов, окончивших ППССЗ, превышает спрос в 1,4 раза, то по ППКРС, наоборот, наблюдается дефицит кадров в 3,6 раза. Подобная ситуация по ППКРС сложилась и в других регионах России.

Касаясь темы миграции учащихся СПО, спикеры отметили в числе лидеров по притоку молодежи, поступившей в образовательные организации СПО из других регионов Республику Алтай (53% первокурсников), Санкт-Петербург (37%), Москву (28%). Лидерами по оттоку молодежи стали Ленинградская область (19%), Республика Тыва (16%) и Республика Адыгея (16%). Это подразумевает, что существует высокая потребность учащихся в общежитиях или съемном жилье.

Очевидно, что существующие диспропорции между спросом и предложением на рынке труда, а также высокие показатели миграции молодежи, обусловят создание новых образовательных организаций СПО. Как выяснили ученые РАНХиГС, при строительстве новых ссузов не существуют расчетные показатели для всех групп помещений. В частности, отсутствуют нормативы по зрелищно-клубным и учебно-спортивным, административно-хозяйственным и учебно-производственным помещениям.

Исходя из расчетных показателей оценки доступности среднего профессионального образования был сделан ряд выводов по обеспеченности местами в образовательных организациях СПО в регионах:

Авторы исследования отметили в целом благоприятную ситуацию с наличием государственных образовательных организаций СПО, чьи здания приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов: в 82 из 85 субъектах РФ превышено минимально допустимое значение в 25%.

В 40 из 85 регионов не достигнута минимально допустимая обеспеченность учащихся государственных образовательных организаций СПО местами в общежитиях в 15% от общего числа учащихся очной формы.

Авторы исследования пришли к следующим выводам:

С докладом «Оптимизация структуры сети педагогических колледжей Москвы (на примере института среднего профессионального образования им. К.Д. Ушинского ГАОУ ВО МГПУ)» выступил исполняющий обязанности директора института среднего профессионального образования им. К.Д. Ушинского Сергей Еремин.

Сеть педагогических колледжей Москвы в 2012 году состояла из 14 образовательных организаций. К 2023 году она сократилась до 10 образовательных организаций, из которых:

В 2022/2023 уч.г. в институте СПО и К.Д. Ушинского обучаются 3518 студентов, 81,2% из которых – на внебюджетной основе. Из Московской области прибыли 28,1% учащихся, из других регионов и стран – 3,9%, остальные (68,0%) проживают в Москве.

Кроме основной деятельности, институт СПО представляет собой «уровневый кластер» в структуре МГПУ. Он включает организации, ориентированные на работу с детьми и подростками от дошкольного возраста до будущих абитуриентов, а также ресурсно-методический центр, обеспечивающий инклюзивное СПО, и научную лабораторию проектирования культурно-исторических моделей образования.

Почти две трети выпускников института СПО трудоустраиваются в государственные, муниципальные или негосударственные образовательные учреждения, 35,5% начинают карьеру вне системы образования.

Докладчик затронул тему объединения отдельных колледжей в единую организационную структуру, обозначил вопросы и риски, которые при этом возникают.

Так, по скорости принятия решений, вовлеченности администрации в процессы педагогический комплекс СПО в общей структуре с вузом более уязвим по сравнению с отдельной образовательной организацией, но в то же время все остальные риски (финансовая устойчивость, содержательные возможности, управленческие трудозатраты, привлекательность для абитуриентов) у объединенной структуры будут ниже, чем у отдельных колледжей и группы колледжей.

Дальнейшая концентрация до монополии на рынке образовательных услуг увеличит такие риски, как конкурентоспособность и привлекательность для абитуриентов, при этом риски финустойчивости, скорости принятия решений, содержательных возможностей выйдут на минимальный уровень.

Резюмируя, докладчик подчеркнул, что единых рецептов обеспечения в регионах доступности качественного СПО (в отличие от общего образования) не существует. Каждая региональная система СПО уникальна и требует принятия уникальных решений в зависимости от сложившейся ситуации и решаемых задач.

В обсуждении докладов приняли участие модератор семинара, заместитель директора по науке ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС Елена Полушкина, докладчики, главный научный сотрудник ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС Александр Федотов, старший научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Дмитрий Логинов и ведущий научный сотрудник ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС Валерий Григорьев, указавший в своём выступлении на целесообразность введения такого показателя как качество учебных, учебно-производственных, жилых и иных помещений в системе СПО, т.к. современная молодежь очень чувствительна к подобным показателям.

Помимо презентации вниманию экспертов сотрудники ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС представили список публикаций по тематике проведенного мероприятия, которые могут быть полезны профильным управленцам, руководителям и сотрудникам секторов СПО и молодежной политики, а также журналистам, пишущим на данную тематику.