В Президентской академии 20 января состоялся экспертный семинар «Оценка влияния региональных систем высшего образования на развитие экономик субъектов Российской Федерации» Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований.

Мероприятие открыло цикл экспертных семинаров РАНХиГС текущего года, на которых ведущие специалисты Академии, а также внешние российские и зарубежные эксперты продолжат рассматривать актуальные вопросы экономики и управления в непрерывном образовании. В первую очередь, будут затронуты вопросы переходов от дошкольного образования к школьному, от школьного к среднему профессиональному (далее - СПО) и высшему образованию, вплоть до институтов «третьего возраста», а также цифровизацию образования, молодежную политику, труд и занятость молодежи и другие пограничные проблемы.

Открыл семинар доклад «Ключевые тенденции в сфере российского высшего образования – ресурсное обеспечение, факторы трансформации и преобразования», представленный ведущим советником Управления социальной политики Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, заместителем директора Департамента проектной деятельности Минобрнауки России И.В. Каракчиевой, в котором были представлены меры государственной политики и поддержки российских вузов, в частности, в рамках реализации программы «Приоритет 2030», которые в настоящее время применяются для формирования новой роли вузов в современной экономике и социальной сфере.

В выступлении отдельно освещались вопросы изменения структуры сети образовательных организаций высшего образования России, динамики поступления и выпуска российских студентов, а также изменения численности и доли иностранных граждан, обучающихся в системе высшего образования России по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры. Кроме того, были показаны динамика численности научно-педагогических кадров в системе высшего образования, включая изменения численности докторов и кандидатов наук, факторы трансформации вузовской системы, а также меры государственной поддержки научных, научно-технических и инновационных программ и проектов в системе вузовского образования.

Директор ЦЭНО РАНХиГС Т.Л. Клячко представила доклад «Расходы государственных вузов – региональная развертка», в котором рассмотрена структура расходов государственных организаций высшего образования в разных субъектах России и факторы, которые ее обуславливают. Докладчик показала выявленные в 2022 г. различия в структуре и составе расходов государственных вузов в зависимости от социально-экономического положения регионов, в которых они располагаются. Было продемонстрировано, что нормативно подушевой подход к финансированию вузов при его «приземлении» на региональную почву утрачивает те  пропорции в использовании бюджетных средств, на которые он был изначально нацелен в рамках базовых нормативов затрат в расчете на 1 студента.

 «Несмотря на то, по какой системе вузы финансируются – грантовой или нормативной – в реальности принципы распределения расходов: доли заработной платы, услуг связи и ЖКХ трансформируются в первую очередь в зависимости от того, какие источники доходов – бюджетные и внебюджетные – есть у вуза. Большую роль играют средства, получаемые по госзаданию, а также в качестве субсидии на иные цели, наличие иных возможностей получения финансовых средств», – отметила директор ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС Татьяна Клячко.

В ходе проведения семинара был также представлен доклад «Демография и качество приема в регионах России» научного сотрудника Института образования и академического руководителя образовательной программы «Управление в высшем образовании» НИУ ВШЭ Н.К. Габдрахманова, в котором показано влияние миграционных процессов среди студентов и итогов оптимизации сети организаций высшего образования на ход приемных кампаний в субъектах РФ в 2020–2022.

Н.К. Габдрахманов показал, что, начиная с 2019 год растет численность возрастной группы, ориентированной на получение высшего образования. Это обусловлено выходом из «демографической ямы» 1990-х гг.; Текущая гарантия финансового обеспечения получения высшего образования за счет бюджетных средств (не менее 800 студентов на каждые 10000 человек из возрастной когорты 17–30  лет) может выполняться до 2024 г. без увеличения объема КЦП. Однако выполнение этого норматива обеспечивается за счет сокращения возрастной группы 25-30 лет; без увеличения КЦП доля выпускников школ, поступающих в вузы упадет, что создает риски образовательного неравенства и социального напряжения. В результате фактически проведенной программы оптимизации сети организаций высшего образования (значительное сокращение числа вузов и филиалов) даже открытие новых внебюджетных мест столкнется с инфраструктурными ограничениями (общежития, учебно-лабораторные площади, кадровый состав и т.д.).  

Большое число вопросов и предложений вызвала на семинаре проблематика цифровизации вузов. Типичные для большинства вузов 0,2% расходов на услуги связи, по мнению экспертов, детерминированы сравнительно низкой ценой услуг связи в России и изрядной размытостью показателей цифровизации вузов в системе статистического учёта.

Вторым блоком вопросов, вызвавших особый интерес участников семинара стала проблематика развития НИР в системе ВО России. При этом понятна логическая связь необходимости консолидации и координации тематики цифровизации и развития НИР в системе высшего образования, а также необходимость усиления кадрового потенциала в интересах развития науки, экономики и социальной сферы.

С многочисленными вопросами, комментариями и предложениями к организаторам мероприятия и докладчикам в рамках проведения семинара обратились первый проректор по экономике и стратегическому развитию, ведущий научный сотрудник УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина Даниил Сандлер, директор по финансовой работе Северо-Кавказского федерального университета Сергей Захарченко, заслуженный профессор, главный научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина, главный научный сотрудник ЦЭНО РАНХиГС, профессор Александр Федотов, профессор кафедры ЮНЕСКО Института качества высшего образования НИТУ «МИСиС» Виктория Пугач, доцент ВШГУ РАНХиГС Николай Дмитриев и ряд других профильных экспертов.

В мероприятии приняло участие более 150 слушателей, включая представителей Государственной Думы, федеральных и региональных органов управления образованием и науки, а также вузов: МГУ имени М.В. Ломоносова, Финансового университета, РЭУ Г.В. Плеханова, НИФИ Минфина России, НИУ ИТМО, НИУ МГСУ, РГПУ им. А.И. Герцена, ННГУ им. Н.И. Лобачевского, РГЭУ (РИНХ), ЮУрГУ,  ГУУ, СПб ГЭУ, СПбГХПА им. А.Л.Штиглица, а также ИРПО, РСПП, Госкорпорации «Деловой альянс», ЦОПП ряда регионов, других региональных вузов.

Обсуждение тематики продолжится в рамках XXIV национальной научной конференции с международным участием «Модернизация российского общества и образования: новые экономические ориентиры, стратегии управления, вопросы правоприменения и подготовки кадров» (Таганрог, 21-22 апреля 2023 г.), организуемой партнером РАНХиГС -  Таганрогским институтом управления и экономики в сотрудничестве с ЦЭНО РАНХиГС.

Модератор семинара Елена Полушкина представила тему очередного семинара «Перспективы развития дополнительного профессионального образования в сфере культуры: проблемы кинообразования и анимации», который состоится 27 января. В его работе предполагаются доклады представителей профильных вузов – ВГИК, МГИК, а также РАНХиГС и программы «Галактика».