16 декабря 2022 г. Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (далее - ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС) в рамках серии мероприятий «Управление. Финансирование. Образование» провёл экспертный семинар «Социально-экономическое положение региональных систем общего образования: потенциал, проблемы, пути решения».
На семинаре представлен доклад старшего научного сотрудника ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС А.С. Тищенко «Положение региональных систем общего образования: финансирование и показатели качества». Согласно прогнозу, численность школьников в РФ будет наибольшей в 2026 г., в городах также в 2026 г., в селах в 2024 г. В год максимума прирост контингента к 2026 году составит: 11,5% по РФ, 14,1% в городах, 5,6% в селах. Под конец прогнозируемого периода (2035 год) относительно 2020 года ожидается сокращение численности детей школьного возраста: в среднем по РФ на 9,5%., в городах на 4,2%, в сёлах на 24,1%. Если к 2025 г. осуществить переход на односменный режим, то с 2027 по 2035 годы будет формироваться значительный избыток количества мест в школах: 18,9% в среднем по РФ, 16% в городах, 27,3% в селах.
Строительство школ для ликвидации второй смены в период роста численности школьников приведет к избытку мест и неэффективным расходам связи с последующим снижением числа школьников. Поэтому разработанные прогнозы развития региональных систем общего образования предполагают постепенное пропорциональное снижение доли обучающихся во вторую смену после прохождения пика демографической нагрузки. В последний год прогнозного периода (2035/36 учебный год) достигается переход на односменный режим обучения.
Результаты социологического исследования показали, что:
- аттестация учителей способствует результативности их деятельности;
- оптимальная наполняемость класса для обеспечения качественного обучения – до 25 учеников;
- для успешной сдачи школьных выпускных экзаменов необходимы дополнительные занятия;
- к ОГЭ школа готовит лучше, чем к ЕГЭ.
Также анализ ОЭМ, направленных на обеспечение доступности качественного общего образования показал, что:
- образовательные результаты и уровень зарплаты учителей относительно средней по экономике не имеют прямой связи;
- укрупнение классов в пределах стандартной наполняемости не снижает процент «отличников»;
- увеличение нагрузки на учителей оказывает негативное влияние на образовательные результаты, в первую очередь нагрузки, связанной с отчётностью, которая не снижается.
Директор научно-исследовательского центра систем оценки и управления качеством образования ФИРО РАНХиГС Б.В. Илюхин выступил с докладом «Оценка ресурсного потенциала общеобразовательной организации, влияющего на качество образовательных результатов обучающихся». В выступлении представлены: анализ международного опыта оценки вклада ресурсного обеспечения образовательной организации в качество образовательных результатов; анализ наборов данных и методов оценки ресурсного обеспечения в Российской Федерации; оценка вклада элементов ресурсного обеспечения в качество образовательных результатов обучающихся на региональном уровне; связь предметных и методических затруднений учителей с образовательными результатами обучающихся. По результатам проведенного исследования: выявлена слабая или незначительная связь между финансовыми, материально-техническими, информационными ресурсами и образовательными результатами; значимая связь выявлена между кадровыми ресурсами и образовательными результатами; выявлена связь между предметными затруднениями учителей и результатами обучающихся.
В обсуждении докладов приняли участие модератор семинара, заместитель директора ЦЭНО ИПЭИ РАНЕХиГС Е.А. Полушкина, директор ЦЭНО Т.Л. Клячко, генеральный директор АО «Е-Паблиш», руководитель Некоммерческого партнерства «Школьный сайт» Д.Л. Баландин, научный сотрудник Центра проектного и цифрового развития образования ИПЭИ РАНХиГС, член правления Лиги образования М.Э. Кушнир.
Список публикаций по тематике семинара
- Тищенко А.С., Новикова С.Е., Токарева Г.С. Оценка долговременных последствий введения дистанционного обучения в системе общего образования. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2022. 152 с. (Научные доклады: образование 22/3).
- Тищенко А.С., Токарева Г.С. Как сократить цифровое неравенство в школьном образовании // Экономическое развитие России. 2022. Т. 29. № 3. С. 41-47.
- Тищенко А.С., Токарева Г.С. Дополнительное образование детей: проблемы цифрового неравенства // Экономическое развитие России. 2022. Т. 29. № 4. С. 39-49.
- Семионова Е.А., Тищенко А.С., Токарева Г.С. Дистанционное обучение школьников: готовность к вызовам // Социологические исследования. 2022. № 5. С. 145-149.
- Каракчиева И.В., Кисель А.В., Новикова С.Е., Сизова М.А., Тищенко А.С. Современное дошкольное образование: запросы и ценности // Современное дошкольное образование. 2022. № 5 (113). С. 8-24.
- Клячко Т.Л., Семионова Е.А., Токарева Г.С. Заработная плата учителей: произошли ли изменения? // Экономическое развитие России. 2021. Т. 28. № 5. С. 52-66.
- Клячко Т.Л., Семионова Е.А., Токарева Г.С. Кадровая ситуация в школе: мнение учителей // Вопросы образования. 2020. № 4. С. 232-249.
- Тищенко А.С. Влияние пандемии на экономику образования // Экономическое развитие России. 2020. Т. 27. № 5. С. 90-97.
- Мониторинг эффективности школы. Актуальные вопросы кадровой политики в школе / Т.Л. Клячко, Д.М. Логинов, С.Е. Новикова, Е.А. Полушкина, Е.А. Семионова, Г.С. Токарева, И.А. Яковлев; под ред. Т.Л. Клячко. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020. 22 с.
- Мониторинг общего образования: социологические аспекты. / Е.М. Авраамова, Т.Л. Клячко, Д.М. Логинов, Е.А. Семионова, Г.С. Токарева. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019. 60 с. (Научные доклады: образование 19/5).
- Клячко Т.Л., Токарева Г.С. Заработная плата педагогических работников: стагнация и неудовлетворенность // Экономическое развитие России. 2018. Т. 25. № 1. С. 49-52.
- Клячко Т.Л., Семионова Е.А., Токарева Г.С. Чем привлекательна работа в школе – взгляд учителей // Экономическое развитие России. 2018. Т. 25. № 6. С. 56-69.
- Клячко Т.Л., Семионова Е.А., Токарева Г.С. Труд и заработная плата учителей – что изменилось? // Экономическое развитие России. 2018. Т. 25. № 11. С. 46-62.
- Клячко Т.Л., Токарева Г.С. Заработная плата учителей: ожидания и достигнутые результаты // Вопросы образования. 2017. № 4. С. 199-216.
- Клячко Т.Л., Семионова Е.А., Токарева Г.С. Динамика изменений: заработная плата и труд учителей // Народное образование. 2017. № 9-10 (1465). С. 9-16.
- Интересно ли детям учиться в школе? Мониторинг эффективности школы / Е.М. Авраамова, Т.Л. Клячко, Д.М. Логинов, Е.А. Полушкина, Е.А. Семионова, Г.С. Токарева. Препринт. 2020. 22 с.
- Учителя российских школ: проблемы и перспективы. Мониторинг эффективности школы / Е.М. Авраамова, Т.Л. Клячко, Д.М. Логинов, Е.А. Полушкина, Е.А. Семионова, Г.С. Токарева. Препринт. 2019. 19 с.
- Чем привлекательна работа в школе – взгляд учителей (2014–2017 гг.). Мониторинг эффективности школы / Т.Л. Клячко, Е.А. Полушкина, Е.А. Семионова, Г.С. Токарева. Препринт. 2018. 13 с.
- Что изменилось в работе учителя за последние годы (2014–2017 гг.). Мониторинг эффективности школы / Е.М. Авраамова, Т.Л. Клячко, Д.М. Логинов, Е.А. Полушкина, Е.А. Семионова, Г.С. Токарева. Препринт. 2018. 34 с.