Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (далее - ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС) в рамках серии мероприятий «Управление. Финансирование. Образование» провел 25 ноября 2022 года экспертный семинар по теме «Проблема структуризации подготовки кадров по УГСН с учетом соотнесения УГСН с видами экономической деятельности».

Модератором мероприятия традиционно выступила заместитель директора ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС экономики непрерывного образования Е.А. Полушкина.

Ведущий научный сотрудник ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС Е.А. Семионова представила доклад «Структура подготовки профессиональных кадров за рубежом и ее соотнесение с видами экономической деятельности». В докладе представлены данные об изменениях структуры выпуска профессиональных кадров в странах ОЭСР за период с 2015 по 2019 гг. Также, представлены статистические данные о выпуске молодых специалистов третичного уровня образования, которые дают возможность проанализировать структуру выпуска специалистов среднего звена, а также специалистов с высшим образованием в разрезе направлений подготовки в странах, лидирующих в мире по уровню экономического развития. Исследователь подвела аудиторию к совместной работе для ответа на вопрос «Насколько структура подготовки профессиональных кадров в развитых странах мира соответствует потребностям экономики данных стран?»

Доклад «Сопоставление ОКВЭД и ОКСО – цели, проблемы и решения» представил страший научный сотрудник ЦЭНО ИПЭИ РАНхИГС А.А. Коваленко. В докладе раскрывается подход к формированию структуры потребности в кадрах в разрезе УГСН, основанный на массиве квалификационных требований, формализованных в профессиональных стандартах. Разработанная докладчиком методика основана на трансформации профессионально-должностной структуры занятых в определенной отрасли экономики в структуру распределения занятых по специальностям образования (УГСН) на основе соотнесения описания трудовых функций в профессиональных стандартах соответствующим разделам образовательных стандартов. В рамках исследования был проанализирован, структурирован определенным способом и представлен экспертному сообществу массив актуальных профессиональных стандартов. Методика позволяет трансформировать профессионально-должностную структуру занятых в определенной отрасли экономике в структуру распределения занятых по специальностям образования (УГСН). В докладе была представлена методика и приведены иллюстрации ее применения на данных дорожно-строительной отрасли.

В обсуждении докладов приняли участие сотрудники ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС, директор Центра Т.Л. Клячко, Е.А. Полушкина, главный научный сотрудник А.В. Федотов, старший научный сотрудник А.С. Тищенко. С комментариями выступили директор Центра исследований и статистики науки ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ Министерства образования и науки, заведующий лабораторией комплексного анализа ГИВЦ РТУ МИРЭА К.В.Лебедев, сотрудник ГИВЦ Минобрнауки Ю. Шамсутдинов.

В работе семинара приняли участие директор Аналитического консалтингового центра кафедры экономики инноваций экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова А.Н. Колесников, профессор Института качества высшего образования, НИТУ «МИСиС» В.Ф. Пугач.

Рассмотренная тематика признана экспертным сообществом актуальной, в связи с чем представителям ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС рекомендовано в сотрудничестве с профильными партнерскими организациями собрать материалы в 2023 г., и провести дополнительное исследование, а в 2024 г. провести научно-исследовательскую работу и представить её на обсуждение профильному экспертному сообществу и в заинтересованные структуры – органы власти, профессиоенальные ассоциации и торгово-промышленные палаты, институты гражданского общества.

Материалы по тематике экспертного семинара: 

  1. Анализ показателей финансирования науки в вузах и других показателей результативности вузов на основе данных мониторинга эффективности вузов Минобрнауки / Коваленко А.А. // Презентация ЦЭНО РАНХиГС Семинар «Финансирование науки в высшем образовании» 1 апреля 2022
  2. Анализ уровня диверсификации (вариативности) региональных систем среднего профессионального образования / В. Ю. Григорьев // Управленческое консультирование. РАНХиГС, СПб. – 2021. - № 6, С. 94-107 http://185.207.24.19/ufo-lib/lib_files/VJGP202111091108.pdf 
  3. К вопросу о подготовке специалистов сельского хозяйства среднего звена в макрорегионах России / Блинова Т., Федотов А., Коваленко А // АПК: Экономика, управление. ФГБНУ «Федеральный научный центр аграрной экономики и социального развития сельских территорий – Всероссийский научно - исследовательский институт экономики. М., - 2022. № 11, С.29-35
  4. Образовательная миграция российской молодежи для получения профессионального образования / Т.Л. Клячко, Е.А. Семионова, Г.С. Токарева. — Москва : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2022 — 82 с. — (Научные доклады: образование). — ISBN 978-5-85006-397-9
  5. Показатели мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования 2013-2021 г. /Коваленко А.А., Федотов А.В. // Тип: регистрация базы данных. Номер свидетельства: RU 2022620064 Патентное ведомство: Россия Год публикации: 2022 Номер заявки: 2021623266 Дата регистрации: 22.12.2021 Дата публикации: 12.01.2022 Объем: 115 MБ Правообладатели: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» 
  6. Потребность региональных рынков труда в специалистах среднего звена и приоритеты выпускников СПО в вопросах трудоустройства / Л.Ю. Бедарева, А.О. Полушкина, Е.В. Ломтева // Управленческое консультирование.- СПб.: Северо-Западный институт управления РАНХиГС.- № 5, -C. 27-34 DOI 10.22394/1726-1139-2021-5-122-129
  7. Прием в российские вузы в 2021 г. / Т.Л. Клячко, Г.С. Токарева // Экономическое развитие России. № 3 (29) – 2022. С. 48-51 
  8. Синергия высшего, среднего и дополнительного профессионального образования как сценарий уменьшения дефицита кадров / Блинова Т.Н., Коваленко А.А., Федотов А.В. // Модернизация российского общества и образования: новые экономические ориентиры, стратегии управления, вопросы правоприменения и подготовки кадров : материалы XXIII Национальной научной конференции (с международным участием). Апрель 2022 г., Таганрог / Таганрогский институт управления и экономики. – Таганрог : Изд-во ЧОУ ВО ТИУиЭ, 2022 – 819 с. – ISBN 978-5-9201-0156-3. – С. 13-20.
  9. Совершенствование территориально-отраслевых механизмов управления доступностью высшего образования (на примере Дальневосточного федерального округа) / Т. Н. Блинова. // — Москва: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2021 — 260 с. — (Управление. Финансирование. Образование). — ISBN 978-5-85006-361-0
  10. Соответствие структуры подготовки кадров с высшим образованием отраслевой структуре экономики России / Т. Н. Блинова, А. В. Федотов, А. А. Коваленко, Е. А. Полушкина. — Москва: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2021. — 360 с. — (Управление. Образование. Кадры). — ISBN 978 5 85006 323 
  11. Университеты в социокультурном пространстве города: социологические аспекты / Новикова С.Е. // — Москва : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2022. — 141 с. 978-5-85006-396-2 
  12. Финансирование вузовской науки: проблемы эффективности / А.А.Коваленко, А.О. Полушкина, Е.А. Полушкина // // Экономическое развитие России. № 1 (29) – 2022. С. 51-55
  13. Финансирование вузовской науки по регионам и тематикам вузов / Полушкина А.О. //Презентация ЦЭНО РАНХиГС Семинар «Финансирование науки в высшем образовании» 1 апреля 2022
  14. Человеческий капитал в отраслях и регионах России: возможные подходы к оценке. Презентация Т.Л. Клячко. XXIII Ясинская (Апрельская) международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. Сессия V-8-5. Человеческий потенциал на российском рынке труда: отдача и спрос (Сессия организована в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2020-928)) М. НИУ ВШЭ. 8 апреля 2022 г.