Центр экономики непрерывного образования

 

Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС) в рамках серии мероприятий «Управление. Финансирование. Образование» 18 ноября 2022 года провел экспертный семинар «Организационно-экономические преобразования в сфере общего образования: общественный запрос и удовлетворенность результатами».

На семинаре представлен доклад научных сотрудников ЦЭНО РАНХиГС С.Е. Новиковой и Г.С. Токаревой «Актуальные проблемы общего образования в оценке учителей, директоров школ и родителей учащихся: результаты социологического опроса 2022 года». В докладе рассмотрены тематические блоки, раскрывающие мнения профессионального педагогического сообщества и родительской общественности по вопросам управления, организации и содержания образовательной деятельности, а также цифровой трансформации школы.

Введение в содержание тематики вопросов цифровизации школы обосновано большим числом вопросов, поступивших после проведения экспертного семинара 21 октября 2022 г., который был посвщен проблематике внедрения ФГИС «Моя школа».

На семинаре данной проблематике было посвящено выступление директора Центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС Н.В. Тарасовой «Типология проблем профессионально-пед агогической деятельности учителей  в процессе ЦТОО», в рамках которого были раскрыты следующие аспекты: практическая включенность учителей в процесс цифровизации общего образования; мотивация использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР) цифровой образовательной среды (ЦОС); оценка эффективности использования ЦОС; перспективы процессов цифровой трансформации общего образования  (ЦТОО) и ожидания ее эффектов для профессиональной деятельности.

Принимали участие в обсуждении докладов заместитель директора Департамента проектной деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, ведущий советник Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации И.В. Каракчиева, директор ЦЭНО РАНХиГС Т.Л. Клячко, ведущий научный сотрудник Центра А.С. Тищенко и научный сотрудник Г.С. Токарева, директор Центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС Н.В. Тарасова, заведующая кафедрой ГМУ Дзержинского филиала РАНХиГС О.В. Круглова, директор школы № 7 города Кировска Н.А. Галкина, руководитель РОО «Правовая гарантия» О. А. Савина, ведущие эксперты отечественной системы цифровизации образования Ярослав Быховский и Михаил Кушнир.

По мнению участников, обсуждение докладов находится на высоком уровне и поднятые проблемы требуют дальнейшего изучения, развития и выработки по ним предложений в национальном масштабе.

Эксперт О.А. Савина подняла проблему необходимости подготовки сельских универсальных учителей в добавление к цифровому образованию. По её мнению, сегодня у школы есть выбор средств, форм и методов образования, и если у школы нет учителей, она их может подготовить сама по тем технологиям ускоренного обучения, применение которых позволяет это сделать.

Один их экспертов представил своё видение проблемы цифровизации школы: «Мое мнение о ЦТОО в московских школах - возможность, которая превратилась в обязанность, за невыполнение которой наказывают. Монополизация рынка, которая привела к необходимости использовать плохо работающие инструменты (электронный журнал МЭШ), чрезмерное психологические давление на учителей со стороны начальства, отсутствие диалога потребителей продуктов цифровизации с разработчикам».

Принявший участие в работе семинара генеральный директор АО «Е-Паблиш», руководитель Некоммерческого партнерства «Школьный сайт, партнер ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС Д.Л. Баландин озвучил тезисы своего выступления на прошедшей недавно XV Международной конференции «Право и Интернет» и прокомментировав их на семинаре тематике.

По мнению участников семинара, к проблеме цифровизации школы сегодня необходимо возвращаться постоянно и с большим привлечением как профильной аудитории сегмента образования и просвещения, но также и представителей сектора IT и цифровой трансформации.

 

Президентская академия – национальная школа управления