Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС) в рамках серии мероприятий «Управление. Финансирование. Образование» провел 28 октября экспертный семинар «Тенденции развития корпоративного обучения и его влияние на рынок ДПО».

В работе семинара приняло участие около 70 экспертов из всех федеральных округов страны, представляющих органы управления образованием субъектов Федерации, корпоративные структуры образования и иные представители. 

На семинаре представлен доклад ведущего научного сотрудника ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС Е.А. Семионовой «Тенденции развития корпоративного обучения и его влияние на рынок ДПО». До начала пандемии в 2020 г. рынок дополнительного профессионального образования в России ежегодно рос как в денежном, так и физическом выражении. Рост спроса на дополнительное профессиональное образование был обусловлен, в частности, такими причинами, как быстрое развитие технологий; отмечаемое работодателями несоответствие профессионального образования потребностям рынка труда; развитие формата онлайн-обучения, позволяющего слушателям обучаться без отрыва от работы и не меняя место жительства. Активно развивались и учебные подразделения организаций. Центр экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС провел исследование тенденций развития рынка ДПО на базе анализа результатов социологического исследования тенденций развития сектора корпоративного образования, а также официальных статистических данных. В докладе представлены основные результаты исследования на тему текущего состояния корпоративного дополнительного профессионального образования в России, в том числе оценка эффективности корпоративного онлайн-обучения, российский опыт исследования корпоративного образования и корпоративных университетови пр. В завершении доклада Е.А. Семионова назвала следующие основные тезисы: Обучать персонал внутри компании экономически выгоднее, чем нанимать с нуля; Внутреннее обучение позволяет эффективно распространять и применять современные мировые и отечественные практики; Вовлечение сотрудников в учебную деятельность повышает лояльность, коммуникацию и мотивирует в дальнейшем.

Старший научный сотрудник ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС А.О. Полушкина представила доклад «Основные направления деятельности корпоративных университетов в России и типы реализуемых ими программ». Формат корпоративных университетов уже давно затрагивает не только внутреннее обучение персонала, но и различные корпоративные программы для сторонних участников. Это привело к трансформации корпоративного университета в отдельное образовательное подразделение или самостоятельную организацию, занятую образовательной деятельностью. В рамках вышеупомянутого проекта были рассмотрены виды деятельности корпоративных университетов и те направления обучения, которым уделяется наибольшее внимание.

Директор ЦДО Тверского филиала РАНХиГС, экс-министр образования региона Ю.П.Коваленко задала вопрос, планируется ли дальнейшая работа по мониторингу с учетом появления проектов по содействию занятости и цифровой экономике, а также влияют ли эти показатели  и как на изменение объемов  расходов на внутрифирменное обучение организаций и средств физических лиц на собственное переобучение? Доцента Донецкой академии управления и государственной службы Е. В. Хасанову заинтересовал вопрос по какой системе повышают квалификацию государственные гражданские служащие.

В обсуждении приняли участие директор ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС Т.Л. Клячко, главный научный сотрудник Центра А.В. Федотов и модератор семинара, заместитель директора ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС Е.А. Полушкина.