Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС) в рамках серии мероприятий «Управление. Финансирование. Образование» совместно с АО «Е-Паблиш» провел 21 октября экспертный семинар «Финансирование и инфраструктура региональных систем общего образования: текущее состояние и прогноз потребностей».

На семинаре основное внимание было уделено вопросам цифровизации школы. Тематика семинара была определена с учётом  многочисленных предложений экспертов, касающихся касались, в первую очередь, вопросов реализации с 1 января 2023 г. ФГИС «Моя школа».

Открыл семинар доклад старшего научного сотрудника ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС, к.э.н. А.С. Тищенко «Перспективы цифровизации школ», в котором представлены результаты анализа условий и возможностей использования информационно-коммуникационных технологий в школе. В том числе, в докладе представлены предложения по повышению эффектвиности цифровизации школы:

1) Низкий уровень применения ИКТ в школах часто связан с нехваткой обслуживающих ИТ-специалистов, недостаточно развернутой или устаревшей локальной-вычислительной сетью. Поэтому рекомендуется разработать и реализовать проекты привлечению в школы ИТ-специалистов, а также по созданию и модернизации локально-вычислительных сетей школ;
2) Для решения проблем с недостаточной скоростью интернет-соединения и нестабильной работой онлайн-ресурсов целесообразно создать организационно-правовые механизмы и специализированные программные средства для обеспечения возможности учителям и учащимся загружать на персональные компьютеры и мобильные устройства обучающие ресурсы цифровой образовательной среды для полноценного их использования в режиме офлайн (без доступа к сети Интернет);
3)Для обеспечения возможности использования ресурсов цифровой образовательной среды на большинстве компьютеров и электронных планшетов необходимо, чтобы каждый такой ресурс (или основная, наиболее используемая часть ресурсов) предусматривал пользовательскую настройку для работы с маломощными компьютерами и (или) при низкой скорости интернет-соединения. Соответствующие минимальные технические характеристики для работы с ресурсами должны быть едиными и утверждаться на несколько лет с учётом средних темпов обновления технической базы в большинстве российских школ;
4)В условиях чрезмерной нагрузки на учителей цифровизация общего образования не эффективна. Для обеспечения эффективной цифровизации школ в формируемой единой системе оплаты труда учителей целесообразно предусмотреть выплаты стимулирующего характера в связи с внедрением и (или) активным использованием ЭОР и цифрового образовательного контента.

Доклад «Информационные системы в образовании: законодательство, задачи, проблемы, пути решения» представил генеральный директор Акционерного общества «Е-Паблиш», председатель правления Некоммерческого правления «Школьный сайт» Д.Л. Баландин. Работа РАНХиГС и АО «Е-Паблиш» развивается в рамках соглашения о сотрудничестве.

Для обсуждения докладчик предложил следующие вопросы:

1. Построение агрегатора на основе анализа существующих региональных ГИС, учёта существующей и планируемой материальной базы, потребностей регионов. Такой подход позволит подключать к ФГИС «Моя школа» существующие и разрабатываемые сервисы и ресурсы на конкурентной основе, с учётом региональных особенностей;
2. Построение агрегатора возможно на платформе Гостех, вопрос требует изучения, но уже сегодня ясно, что с такой задачей их платформа справится, а система образования может получить финансовую и административную поддержку Минцифры России;
3.Подготовкой и реализацией предложений может заняться консорциум разработчиков, заинтересованных в развитии региональных ГИС и обладающих наработками;
4. Надо готовить и продвигать типовое решение по информатизации на региональном уровне - это самое перспективное направление. По возможности срочно стоит подготовить несколько типовых юридически, управленческих и экономически просчитанных моделей создания/поддержки/эксплуатации/расширения региональных ГИС, включая варианты концессионного соглашения/ГЧП, госзаказа, подписки на уровне индивидуальных пользователей и т.п.;
5. При этом РАНХиГС вполне может оказать методическую, юридическую и консультационную поддержку процесса развития и продвижения модели ФГИС «Моя школа» в том числе в рамках подобных проводимых семинаров. Также докладчик отметил, что сегодня частные школы не стремятся к цифровизации, что говорит о том, что ситуация с цифровизацией общего образования в стране не такая простая.
 
В работе семинара также принял участие президент Национальной ассоциации взаимодействия управляющих советов образовательных организаций, член Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации А.Н. Алферов.

Принявшая участие в работе семинара на площадке РАНХиГС ректор Академии инновационного образования и развития, член Общественного совета при Уполномоченном при Президенте РФ по правам человека, аккредитованный эксперт Роскомнадзора, главный редактор журнала «Внешкольник» О.В. Рубцова поблагодарила докладчиков за актуальные исследования, подняв ряд актуальных вопросов по поводу цифровизации школы и внедрения ФГИС «Моя школа».

В обсуждении докладов приняли участие научный сотрудник Центра проектного и цифрового развития образования ИОН РАНХиГС, член правления Лиги образования М.Э. Кушнир, директор Центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС Н.В. Тарасова, научный сотрудник ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС А.С. Коваленко, модератор семинара, заместитель директора ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС Е.А. Полушкина и другие эксперты, которые отметили сложность и важность рассматриваемой проблематики.

  Ресурс «Вопросы образования» в октябре провел опрос представителей сектора образования, первое место заняла рубрики «Образовательная политика» (42%), на третьем месте – инновации и IT-технологии (29%). Понятно при этом, что тематика цифровизации школы в той самой «Образовательной политике» сегодня находится не на последнем месте, из чего следует сделать вывод, что начатая серия семинаров ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС по проблематике цифровизации школы является актуальной и перспективной.