9 сентября 2022 года Центр экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ЦЭНО РАНХиГС) в рамках серии мероприятий «Управление. Финансирование. Образование» провел экспертный семинар «Оценка эффективности региональных организационно-экономических мер в сфере общего образования».

В работе семинара приняли участие представители органов управления образованием субъектов Российской Федерации – Республики Адыгея, Удмуртской Республики, Забайкальского и Ставропольского краёв, Вологодской, Новгородской, Самарской, Свердловской, Томской, Ярославской областей, города Севастополя. Муниципальный уровень управления образованием был представлен структурами Бардымского, Ковровского, Красновишрского, Кунгурского, Меленковского, Муромского, Нытвенского, Собинского, Судогодского, Черняховского, Юрлинского муниципальных образований России.

В работе семинара также приняли участие представители Дальневосточного и Северо-Кавказского институтов управления, Алтайского, Вологодского, Кировского, Оренбургского, Самарского, Тверского филиалов Президентской академии.

Учреждения дополнительного профессионального образования были представлены Институтом развития образования Республики Татарстан, Университетом непрерывного образования и инноваций Ивановской области, Центром информационных технологий и оценки качества образования Республики Марий Эл, а также институтами развития образования Воронежа, Кургана, Нижнего Новгорода, Саратова, Тамбова, Читы.

Модератором семинара традиционно выступила заместитель директора ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС РАНХиГС Е.А. Полушкина.

С основным докладом «Оценка эффективности мер по развитию региональных систем общего образования» выступил старший научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования А.С. Тищенко, представивший результаты анализа эффективности региональных систем общего образования, в том числе по мерам кадрового обеспечения, цифровизации учебного процесса, оптимизации педагогической нагрузки и наполняемости классов. С 2016 по 2021 годы численность школьников росла быстрее, чем число учителей, что привело к увеличению педагогической нагрузки, в основном за счёт укрупнения классов. При этом удалось сохранить профессиональные учительские кадры. За указанный период доля учителей, имеющих высшее или среднее профессиональное педагогическое образование, возросла. Стало больше учителей, имеющих высшую квалификационную категорию. Вместе с тем сократилась доля учителей, имеющих первую квалификационную категорию. Согласно статистическим данным, электронное обучение распространяется крайне неравномерно по регионам, городским и сельским территориям. Комплекс мер по цифровизации общего образования целесообразно скорректировать для выравнивания возможностей доступа к электронному обучению.

Принявшая участие в работе семинара директор Центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС Н.В. Тарасова отметила высокий уровень исследования и его актуальность в связи с рядом поднятых проблем. Например, возникла ситуация, когда рост авторитета и престиж школьных учителей находится на одной стороне и формально заявляется как высокоприоритетное направление государственной политики, а реально оплата их труда и иное стимулирование находится внизу. Снижение доли учителей, имеющих первую квалификационную категорию, очевидно, связано с расширением перечня аттестационных требований при недостаточном стимулировании такого статуса. Исследование показало парадоксальную ситуацию, связанную с цифровизацией образования. При очень высокой востребованности внедрения электронного образования на селе и в малых городах этот вопрос так и не решается, усиливая существующий цифровой разрыв, но при этом и не помогая решить с помощью цифровизации образования проблемы дефицита кадров учителей. В рамках исследования выявлен также ряд проблем с внедрением электронного обучения в Сибири и на Кавказе, в связи с чем и федеральному центру, и регионам необходимо серьезно задуматься над вопросами цифровизации учебного процесса и в контексте заявленной цифровой трансформации, и дальнейшего развития технологической самостоятельности, а также участия сектора образования в развитии креативных индустрий на местах.

Генеральный директор АО «Е-Паблиш», исполнительный директора Некоммерческого партнерства «Школьный сайт» Д.Л. Баландин также отметил важность поднятых в исследовании вопросов как цифровизации школы в целом, так и внедрения средств и методов электронного образования. По его мнению, актуальность этого вопроса возрастёт с 1 января 2023 г., с запуска ФГИС «Моя школа». Сети «Е-Паблиш» и «Школьный сайт» охватывают сегодня более трети школ России, и максимальное число обращений с мест касается именно вопросов внедрения и использования ФГИС «Моя школа» и информатизации процесса образования в целом.

В завершении обсуждения А.С. Тищенко ответил на ряд вопросов, в том числе, поступивших в чат от участников семинара, отметив, что комплексно проанализировать данную ситуацию сложно в связи с недостаточностью статистических и социологических данных. Уже сегодня нужно думать об эффективности ФГИС «Моя школа» с точки зрения экономики и управления. Предоставление исследователям больших данных по школам позволит усилить анализ, в том числе за счет использования средств машинного обучения и искусственного интеллекта.

Младший научный сотрудник Центра технологий государственного управления ИПЭИ РАНХиГС А.Н. Старостина представила доклад «Эффективность бюджетных расходов на образование: оценка с позиции граждан», основанный на изучении данных Росстата, Казначейства и опросов, проведенных в среде родительских сообществ. В целом было отмечено, что удовлетворенность родителей качеством образования снижается. При этом в Москве этот показатель снизился на 27%, а в Ингушетии возрос на 46%. Расходы же на образование одного школьника в целом по России растут, но также очень неравномерно. В исследовании показаны сравнительные результаты по городским и сельским поселениям, но не представлены данные по различиям в сегментах бюджетного и частного общего образования.

Модератор Е.А. Полушкина отметила актуальность рассматриваемой тематики, но указала на то, что исследование не в полном объёме отвечает на вопрос об эффективности государственного управления, при этом на результаты исследований, несомненно, повлияла пандемия COVID-19, когда родители были вынуждены включиться в процесс учёбы своих детей практически в формате 24х7. Директор профильного центра ФИРО РАНХиГС Н.В. Тарасова задала вопрос, по каким критериям проводился опрос родителей, также она отметила, что Росстат, Казначейство и родительское сообщество с разных точек зрения смотрят на процесс образования, оценку его эффективности и качества, связь качества образования с финансированием, управлением, содержанием и другими значимыми факторами. 

В завершении семинара эксперты остановились на проблематике реализации ФГИС «Моя школа». Директор профильного центра ФИРО Н.В. Тарасова сообщила, что у представителей содержательной части экспертного сообщества пока не сложилось понимание и представление о том, что такое ФГИС «Моя школа» и как это явление повлияет на процесс школьного образования в целом. Особенно обеспокоены этим представители муниципального уровня управления общим образованием. Представляющий профильный бизнес и институты третьего сектора, в т.ч. «Отечественный софт», Д.Л. Баландин высказался в том ключе, что объединение всех официально признанных цифровых образовательных ресурсов на одной информационной платформе может иметь как положительные, так и отрицательные результаты, и от возможных негативных последствий необходимо отграничиться уже на этапе предзапуска ФГИС «Моя школа». При этом эксперт предложил привлекать к обсуждению рассматриваемой тематики и представителей родительского сообщества, о чем ранее говорила и Н.В. Тарасова. Баландин сообщил о том, что Ассоциация разработчиков программных продуктов «Отечественный софт» уже обращалась к министрам цифрового развития и просвещения с предложением начать сотрудничество в рамках реализации ФГИС «Моя школа».

Список публикаций по тематике семинара