Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС) 2 сентября 2022 года открыл осенне-зимний сезон учебного года первым экспертным семинаром в рамках серии мероприятий «Управление. Финансирование. Образование»  «Региональная система профобразования: индикаторы – панельные данные – кластеры».

Модератор семинара заместитель директора ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС Елена Полушкина открыла семинар поздарвлением участников мероприятия с началом учебного года.  

В работе семинара приняли участие около 80 экспертов из Минобрнауки России и Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, Федерального центра научно-методического сопровождения педагогических работников, органов управления образованием регионов России - Удмуртской Республики, Воронежской, Кемеровской, Курской, Курганской Нижегородской, Новгородской, Омской, Саратовской, Свердловской, Тамбовской, Тульской, Ульяновской областей, города Севастополя, Еврейской автономной области. Сектор высшего образования был представлен экспертами из МГУ имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного экономического университет, Московского педагогический государственный университет и структур РАНХиГС – ИПЭИ, ЦЭНО, ФИРО, Дальневосточного и Южно-Российского институтов управления, Алтайского Новгородского, Самарского, Тверского, Ульяновского и Чебоксарского филиалов, а также Вятского и Забайкальского государственных университетов, Академии устойчивого развития. Сектор ДПО представили институты развития профессионального образования Якутии, Кузбасса и Саратова, центры опережающей профессиональной подготовки Белгорода, Якутии и ряда других регионов. Сектор СПО представили более 15 колледжей и техникумов регионов России.  В работе семинара также приняли участие представители сайта "Вести образования", ООО "Алтайское Подворье" и Алтайского краевого центра по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями.

Презентуя первый доклад ведущего научного сотрудника ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС Валерия Григорьева «Оценка механизмов обеспечения устойчивого развития региональных систем профессионального образования: анализ на панельных данных» Елена Полушкина напомнила, что он является логическим продолжением отработки тематики экспертного семинара «Выбор зависимой переменной в регрессионной модели СПО как метод борьбы с гетероскедастичностью», проведенного 13 мая 2022 г. и вызвавшего большой интерес экспертов. Продолжение рассмотрения тематики намечено на 30 сентября в рамках семинара  «Оценка механизмов обеспечения устойчивого развития региональных систем профессионального образования: кластерный анализ».

Стоит напомнить цели, факторы и группы влияния, рассмотренные на семинаре 13 мая. Цель исследований – попытаться определить: Что с самой системой образования? Она эффективна? Она устойчива? Она учитывает потребности экономики? Какие управленческие решения можно рекомендовать органам власти, если Х% человеческого капитала покидает Россию?

Факторные группы влияния: «Население», «Рынок труда», «Цены и доходы», «Образование», «Условия жизни», «Уровень развития и структура экономики», «Наука», «Внутренние параметры системы профобразования».

Группы индикаторов: «Уровень участия населения», «Доступность», «Экономичность», «Баланс «СПО – рынок труда», «Баланс «СПО – школа», «Баланс «профобразование – среднее образование», «Влияние миграции».

На основе панельных данных 2017-2020 гг. на семинаре 2 сентября 2022 г. был продолжен анализ причинно-следственных связей между социально-экономическими показателями регионов и индикаторами состояния региональных систем СПО и ВО. В частности, анализ на панельных данных был ориентирован на проверку гипотезы «выпуск не тех специалистов и/или не в том количестве должен влиять на уровень безработицы в регионе». Автором исследования были предложены методики, промежуточные и окончательные выводы, гласящие «На 1% уровне статистической значимости установлена зависимость уровня безработицы в регионе среди населения с профессиональным образованием от отношения численности выпускников, получающих профессии, к общей численности занятых в регионе. Что косвенно подтверждает сформулированную гипотезу о том, что в рамках СПО+ВО готовят не тех специалистов или/и не в тех количествах». Предлагаемые управленческие решения: «1) Внедрение адекватного прогнозирования потребности региональной экономики в кадрах (что особенно актуально в условиях сегодняшнего санкционного давления); 2) На базе адекватно спрогнозированных потребностей экономики пересмотр КЦП и перевод их обоснования на понятные и научно-обоснованные индикаторы».

В обсуждении первого доклада приняли участие ведущий советник Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, заместитель директора Департамент сопровождения национальных проектов и организации проектной деятельности Минобрнауки России Инна Каракчиева и главный научный сотрудник ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС Александр Федотов, отметившие высокий уровень проведенного исследования и его актуальность.

С докладом «Прогнозирование потребности экономики в кадрах: региональные особенности трудоустройства выпускников СПО» на экспертном семинаре выступила ведущий научный сотрудник ЦЭНО РАНХиГС Елена Ломтева. По результатам проведенного исследования были  представлены следующие выводы: Более 60% опрошенных выпускников системы СПО имеют низкий уровень финансового потенциала родительской семьи; Основной причиной получения среднего профессионального образования для трети опрошенных стало стремление к раннему выходу на рынок труда, для каждого четвертого – наличие практикоориентированного образования как преимущества для устройства на работу; На уровень трудоустройства оказывает влияние миграция выпускников СПО в другие регионы, более привлекательные с их точки зрения по уровню жизни, заработным платам и перспективам карьерного роста; Необходимы новые подходы к подготовке, повышению квалификации и оценке компетенций педагогических кадров СПО; Синхронизация региональных систем СПО и потребности экономики субъектов Российской Федерации в кадрах невозможна без сопряжения Стратегий социально-экономического развития региона с региональными Программами развития образования; Снижение напряженности на региональных рынках труда возможно путем внедрения коротких программ подготовки по востребованным профессиям/специальностям.

Принявший в работе семинара директор Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС Владимир Блинов начал своё выступление с того, что школа не занимается профориентацией, а учителя не владеют методиками профориентационной деятельности. Также он отметил, что разработанные АСИ рекомендации по созданию системы прогнозирования есть, но директора образовательных организаций системы СПО не владеют ни кадрами, ни должным оснащением для решения задач прогнозирования для подготовки кадров нового поколения, необходимых для решения задач цифровой трансформации и технологической самостоятельности. «Новых специалистов при существующей системе мы получим через 6-7 лет». По его мнению, для формирования обоснованных горизонтов прогнозирования подготовки кадров сегодня нет адекватной системы, пригодной для того самого качественного прогнозирования. Блинов привёл пример корпорации «Алмаз Антей», когда ей проще и дешевле создать центр по подготовке на потоке 700 нужных специалистов, в том числе и по коротким программам, чем ждать когда существующая система СПО их выпустит, но при этом новые кадры всё равно нужно будет переучивать для работы на новом оснащении. При этом понятно, что для существующей системы малого и среднего предпринимательства сегодня практически нет ни действенных моделей подготовки кадров, ни применимой действенной системы прогноза по их подготовке и переподготовке. 

В обсуждении доклада также приняли участие директор ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС Татьяна Клячко и главный научный сотрудник Центра Александр Федотов.

Елена Полушкина проинформировала участников семинара о следующем мероприятии Центра экономики непрерывного образования 9 сентября «Оценка эффективности региональных организационно-экономических мер в сфере общего образования».