Центр экономики непрерывного образования

 

24 июня 2022 года Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ЦЭНО РАНХиГС) в рамках серии мероприятий «Управление. Финансирование. Образование» провел заключительный в этом полугодии экспертный семинар по теме «Анализ изменений в бюджетном и внебюджетном финансировании системы высшего образования в 2015–2021 гг.»

Открыл семинар доклад директора ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС, доктора экономических наук Т.Л. Клячко «Основные источники финансирования государственных вузов – региональные особенности», в котором представлены результаты анализа основных особенностей бюджетного и внебюджетного финансирования государственных вузов в субъектах Российской Федерации, а также удельные расходы федерального бюджета в расчете на 1 бюджетного студента приведенного контингента, средняя плата за обучение в бакалавриате, специалитете и магистратуре. Основное внимание уделено факторам, которые обуславливают региональные различия в источниках и объемах финансирования вузов.

Принявшие участие в обсуждении докладов главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании Института развития образования НИУ ВШЭ И.В. Абанкина, главный редактор журнала «Университетское управление: практика и анализ», заведующий кафедрой ЮНЕСКО по университетскому управлению и планированию, директор Института государственного управления и предпринимательства Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина А.К. Клюев, ведущий аналитик Центра анализа образовательных данных ФИРО РАНХиГС, кандидат политических наук А.В. Дождиков, представитель Министерства образования Новосибирской области и другие эксперты высоко оценили результаты исследования.

Максимальный интерес в докладе Т.Л. Клячко вызвала проблематика учёта «прочих расходов» в финансировании вузов. Что в них входит и как их учитывать? Докладчик и модератор семинара, заместитель директора ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС Е.А. Полушкина поддержали целесообразность дополнительного изучения данной проблематики в рамках реализуемой НИР «Анализ российской системы высшего образования: динамика, факторы, региональные особенности» и вынесения полученных результатов на обсуждение одного из предстоящих семинаров Центра в 2022 г.

Представитель Министерства образования Новосибирской области задала вопрос о перспективах развития заочного и вечернего образования в системе высшего образования. Т.Л. Клячко в своём ответе выразила мнение, что данные формы образования стоит сохранять и развивать, в первую очередь в интересах представителей малообеспеченных семей, а также для обеспечения перехода от среднего профессионального к высшему образованию. Это в том числе один из потенциальных инструментов поддержки кадрового обеспечения социально-экономического развития регионов. Было подчеркнуто, что развитие дистанционных образовательных технологий может существенно повысить качество данной формы получения высшего образования.

В докладе старшего научного сотрудника ЦЭНО РАНХиГС И.Л. Любимова «Построение модели российской межуниверситетской сети» представлен подход к формированию сети российских университетов, в рамках которого оцениваются потенциальные межвузовские связи, отражающие возможные исследовательские и образовательные взаимодействия между различными парами российских высших учебных заведений. Эти связи интерпретируются как проведение совместной исследовательской деятельности, например, в виде соавторства, а также студенческого обмена или общих образовательных программ. Сетевая модель межвузовского взаимодействия, предложенная в докладе, а также дополнительные исследования в этой сфере, могут оказаться полезными в том числе и потому, что санкционные ограничения, как и выход России из международных образовательных соглашений, затруднят взаимодействие между ведущими российскими и передовыми зарубежными университетами. В связи с этим основным драйвером развития российской университетской системы могут стать усилия, направленные на увеличение качества медианного российского вуза. Это может происходить за счет взаимодействия более сильных университетов с менее сильными. В работе сделано предположение о том, что наиболее эффективные связи устанавливаются между вузами, не отличающимися друг от друга слишком сильно.

Принявший участие в обсуждении доклада профессор А.К. Клюев отметил очень высокую актуальность тематики формирования сетевого сообщества вузов России, заявив, что сегодня в решении данной проблемы нет ни системности, ни понимания тенденций развития. По его мнению, доклад обозначил реперные точки, которые вполне пригодны для начала системной работы, которую обязательно нужно развивать. Ведущий отечественный эксперт в области развития высшей школы назвал результаты исследования «первым подходом к штанге» в интересах системного развития сетевой модели вузов России.

А.В Дождиков отметил особую актуальность и важность использования математического инструментария в представленной работе. Он также считает, что данный подход сегодня особенно актуален и для развития сектора креативных индустрий, в первую очередь — киноиндустрии, где будут встречаться в сетевом формате интересы профильных вузов секторов культуры, цифровой трансформации, права и экономики, образования и молодежной политики в том числе в процессе развития индустрии досуга и развлечения, как сектора реальной экономики. Также предложенная модель может существенно повлиять на увеличение прозрачности и получение качественных статистических данных в процессе виртуального поступления абитуриентов в вузы.

Руководитель Исследовательской группы Национальный рейтинг университета Интерфакс А.Г. Чаплыгин, старший научный сотрудник ЦЭНО РАНХиГС А.А. Коваленко и ряд других экспертов задали еще около десятка вопросов по существу доклада, что подтверждает актуальность поднятой проблемы и заинтересованность экспертного сообщества в её разработке. Модератор семинара Е.А. Полушкина отметила также актуальность рассматриваемой тематики при работе на стыке проблем трудовой и образовательной мобильности.

По завершении семинара ведущие эксперты ЦЭНО и ФИРО РАНХиГС с участием представителей Акционерного общества «Е-Паблиш» провели рабочее совещание по вопросам реализации заключенного соглашения о сотрудничестве РАНХиГС и АО «Е-Паблиш», о котором было объявлено на прошедшем неделей раньше семинаре ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС. Приоритетный вопрос — разработка механизмов информатизации школы, направленных на снижение нагрузки на администрацию и учителей школ из-за избыточной отчётности, негативно влияющей на образовательный процесс в общем образовании

Президентская академия – национальная школа управления