Центр экономики непрерывного образования

 

27 мая 2022 года Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС) в рамках серии мероприятий «Управление. Финансирование. Образование» провел экспертный семинар «Роль системы высшего образования в развитии российского высокотехнологичного экспорта».

В работе семинара приняли участие 72 эксперта, представляющих Минобрнауки России и Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, органы управления образованием Ставропольского края, Курской и Тамбовской областей, МГУ имени М.В. Ломоносова, РАНХиГС, в т.ч. ФИРО и филиальную сеть РАНХиГС, а также Академию управления при Президенте Республики Беларусь, НИУ ВШЭ, РЭУ им. Г.В. Плеханова, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, ГИВЦ РТУ МИРЭА, НИТУ "МИСиС", МПГУ, Российскую академию кадрового обеспечения АВПК,  РГЭУ (РИНХ), ВЭПИ, Петрозаводский и Псковский государственные университеты, Дагестанский государственный технический университет, ТИУиЭ,  Таганрогский институт им.А.П.Чехова, АНО "Цифровая экономика", АНО "Центр трудовой и учебной миграции", АНО "ЦДПО — "АЛЬФА-ДИАЛОГ", Interfax, ЦМАКП, ФГБУ «Интеробразование,  АО Римера, а также ряд других структур системы высшего образования, СПО и ДПО.

На семинаре был представлен доклад старшего научного сотрудника ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС И.Л. Любимова «Роль системы высшего образования в развитии российского высокотехнологичного экспорта в санкционных условиях». В докладе представлен и проанализирован возможный эффект от санкционных ограничений, заключающихся в прекращении участия российских производителей в глобальных цепочках добавленной стоимости. Представленная модель экономического анализирует уязвимости ряда высокотехнологичных производств на региональном уровне в комплексе с уязвимостями  университетских систем. В проведенной работе был использован формализованный анализ, результатом которого стал вывод о том, что образовательные решения принимают во внимание ожидаемую динамику структуры экономики и рынка труда. Возможная негативная отраслевая трансформация, которая становится результатом ограничений на участие компаний в глобальных технологических цепочках, может повлиять и на решение абитуриентов при выборе образовательной специализации. В работе используются также региональные данные по высокотехнологичному экспорту и университетскому образованию, которые позволили отметить регионы, в наибольшей мере подверженные санкционному влиянию. Наиболее действенным шагом к исправлению ситуации, по мнению автора проведенного исследования видится возобновление участия российских производителей в глобальных цепочках добавленной стоимости.

Оппонентом докладчика выступил ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования» (ЦМАКП), старший научный сотрудник ИНП РАН и НИУ ВШЭ, кандидат экономических наук А.А. Гнидченко, указавший на ряд позиций доклада, требующих по его мнению уточнения и корректировки изложив их в виде тематического выступления «Технологии и человеческий капитал в санкционной экономике».

Аналитик проектно-учебной лаборатории по эффективности государственных мер развития образования, ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ А.В. Клягин задал ряд уточняющих вопросов и подтвердил высокую актуальность и перспективность проведенного исследования.

Принявшая участие в работе семинара в режиме личного присутствия на площадке РАНХиГС, доцент Института стран Азии и Африки МГУ имени М. В. Ломоносова О.А. Машкина отметила сложность рассматриваемой тематики для неспециалистов, вызванную обилием формул, а также специальных инструментов исследования и остановилась на опыте Китайской Народной Республики в решении подобных задач в условиях санкционного давления.

Представляющий Забайкальский государственный университет доцент А.В. Козулин также принял личное участие в работе семинара на площадке РАНХиГС, отметив актуальность представленной работы и предложил возвращаться к проведению организуемых ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС мероприятий в формате офлайн с сохранением режима дистанционного участия.

Выступающая в качестве модератора семинара заместитель директора ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГСЕ.А. Полушкина прокомментировала ряд выступлений экспертов, остановившись в том числе на заданном А.В. Клягиным вопросе об оценке участия системы СПО в решении рассматриваемой проблематики. Она, как и основной докладчик, отметила, что команда Центра будет заниматься данной проблематикой, как перспективным вектором развития НИР по рассматриваемому направлению, но в перспективе как по линии работы И.Л. Любимова, так и по линии экономики и управления в сегменте СПО.

В обсуждении доклада приняли участие директор ЦЭНО РАНХиГС Т.Л. Клячко, главный научный сотрудник Центра, профессор А.В. Федотов и старший научный сотрудникА.А. Коваленко..

И.А. Любимов и А.А. Гнидченко ответили на многочисленные вопросы по тематике выступления. Докладчик поблагодарил участников дискуссии и сообщил о том, что во втором полугодии 2022 г. планирует предложить представителям экспертного сообщества еще один семинар, на котором будут представлены дополнительные результаты исследования с учётом поступивших вопросов, замечаний и предложений.

 

Президентская академия – национальная школа управления