Центр экономики непрерывного образования

 

Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС) в рамках серии мероприятий «Управление. Финансирование. Образование» провел 29 апреля 2022 года экспертный семинар «Управление качеством общего образования: социологические аспекты».

Первый доклад представил научный коллектив ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС С.Е. Новикова и Г.С. Токарева («Качество общего образования: оценка родителей учащихся, учителей и директоров школ»). В своём выступлении эксперты представили данные социологических исследований, проведенных командой ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС в рамках мониторинга общего образования за последние три года (2019-2021 гг.). В качестве респондентов выступили учителя, родители учащихся, а также руководители общеобразовательных организаций. Вопрос качества образования был рассмотрен через оценку респондентами различных аспектов работы системы общего образования, таких как успеваемость школьников, качество получаемых знаний, условия для обучения и профессиональной деятельности учителей. Раскрыты другие актуальные для учителей и родителей учащихся вопросы школьного образования, в частности проблемы организации образовательного процесса в дистанционном формате в период вынужденных ограничений.

Старший научный сотрудник Центра А.А. Коваленко и модератор семинара, заместитель директора ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС Е.А. Полушкина отметили, что участвующие в проведении исследования родители, не предъявили практически никаких претензий. В то же время, в блогосфере и в социальных сетях родители очень часто жалуются на работу учителей, влияющую на снижение качества получаемого образования. 

С докладом «Управление качеством для справедливого и инклюзивного образования: принципы и решения» выступил директор Центра общего и дополнительного образования ИРО НИУ ВШЭ С.Г. Косарецкий. В своём вступительном слове докладчик высоко оценил результаты проведенного и представленного ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС исследования и провёл ряд параллелей с проводимой в НИУ ВШЭ работой по изучению качества образования.

Докладчик отметил, что с одной стороны при анализе результатов ЕГЭ хорошо виден разрыв, когда когорта российских школьников с неудовлетворительными результатами составляет 1,1 %, а когорта медалистов и обладателей аттестатов с отличием составляет 13,3 % и имеет динамику к росту. Проведя сравнительный анализ по основным показателям качества образования, например физико-математического образования учащихся из России, Китая и ряда других стран, полученных в ходе проведения международных исследований в рассматриваемой области, докладчик высказал предположение, что система не дает однозначных ответов на ряд вопросов и, вероятно, может потребовать изрядной корректировки именно в выработке новых критериев оценки качества образования школьников, особенно по таким высоко приоритетным направлениям, как физико-математическое, естественно-научное, родной язык.

В качестве одного из главных выводов С.Г. Косарецкий отметил, что на качество современного обучения сегодня нужно смотреть в первую очередь через призму социально-экономического положения семей школьников. Также, сегодня нужно менять национальную стратегию управления качеством образования, отталкиваясь от таких понятий, как «равенство» и «справедливость». При рассмотрении вопроса об адресной поддержке отстающих докладчик предложил более внимательно отнестись к широкому внедрению механизмов «позитивной дискриминации».

В ходе обсуждения докладов директор ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС Т.Л. Клячко отметила ряд проблем, выявленных в ходе проведенных РАНХиГС и НИУ ВШЭ исследований, требующих как дальнейшего системного изучения, так и выработки конкретных направлений национальной политики с участием всех акторов процесса образования.

Один из экспертов отметил закономерность, когда российский «троечник» выезжает с родителями, например, в США и Израиль и там продолжает процесс обучения, он переходит зачастую в группу «хорошистов» и «отличников».

Завершая дискуссию представитель НИУ ВШЭ обозначил четыре приоритетных направления инвестирования в систему образования, которые могут серьезно повлиять на повышение уровня качества образования, это:

1) подготовка и переподготовка учителей и оплата их труда, соответствующего требованию повышения качества образования;
2) дополнительное время занятости учителей как в групповых, так и индивидуальных внеурочных занятиях, в первую очередь с отстающими;
3) увеличение когорты пограничных специалистов, участвующих в образовательном процессе — психологов, дефектологов, других специалистов, влияющих на процессы воспитания и коррекции поведения и установок;
4) репетиторство для «сложных» детей с особыми образовательными потребностями и детей из малообеспеченных семей, как это делают сегодня в Москве и Якутии.

Отдельно в ходе обсуждения был поднят вопрос о необходимости подготовки новой генерации управленцев в сфере образования и воспитания, которые могут существенно повлиять на состояние качества образования от уровня конкретной образовательной организации в муниципалитете до федерального и даже международного уровня.

С.Г. Косарецкий в качестве дополнительного материала к обсуждаемой теме предложил статью «Преодоление школьной неуспешности: возможности и дефициты российских школ» 

Центр экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС также представил для дополнительного изучения подготовленный уже в 2022 г. доклад «Оценка долговременных последствий введения дистанционного обучения в системе общего образования».

Президентская академия – национальная школа управления