Центр экономики непрерывного образования

 

22 апреля 2022 года Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС) в рамках серии мероприятий «Управление. Финансирование. Образование» провел экспертный семинар «Поколение NEХT: образовательные траектории и поведение молодежи на рынке труда».

Под поколением NEET (Not in Employment, Education or Training) в международной статистике подразумевается группа молодежи, которая нигде не учится и не работает, формируя достаточно большую группу экономически неактивного населения страны.

В работе семинара приняло участие 104 эксперта, представляющих  Минпросвещения России, Минобрнауки России, Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь), ФГБУ ЦСМС, ФГБУ "Интеробразование", РАНХиГС и её филиальную сеть, а также Академию управления при Президенте Республики Беларусь, Министерство образования, науки и молодёжной политики Республики Коми, Министерство образования и науки Удмуртской Республики, Министерство образования и молодежной политики Свердловской области, департаменты образования и науки города Москвы  и Смоленской области, департаменты образования Орловской и Ивановской   областей, Управление образования и науки Тамбовской области, МГУ имени М.В. Ломоносова, НИУ ВШЭ, МИСиС, ПГНИУ, МГПУ, ИВГПУ, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого и Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, ряд структур ДПО, центров опережающей профессиональной подготовки и колледжей. Негосударственный сектор был представлен АНО "Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)", ТИУиЭ, Академией Global-NPD, АО РИМЕРА и рядом внебюджетных структур системы среднего профессионального образования.

На семинаре был представлен доклад ведущего научного сотрудника ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС Е.В. Ломтевой и старшего научного сотрудника Центра Л.Ю. Бедаревой «Поколение NEET: образовательные траектории и поведение молодежи на рынке труда», в котором на базе статистической информации были рассмотрен выбор выпускниками 9-х классов дальнейшей образовательной траектории – переход в 10-й класс или уход в систему среднего профессионального образования. Отдельно были рассмотрены особенности поступления выпускников общеобразовательных школ на программы подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. Докладчиками были представлены результаты анализа образовательных траекторий в разрезе регионов, а также дан краткий обзор по переходу молодых людей в профессию. Отдельно была рассмотрена категория поколения NEET.

Свой доклад «Профориентация как целевая функция дополнительного образования: новые образовательные решения художественной и социально-гуманитарной направленности» в рамках тематики семинара представила заместитель директора по научно-методической работе Всероссийского центра развития художественного творчества и гуманитарных технологий Минпросвещения России Л.С. Львова. Докладчик отметила, что работа Центра ориентирована в первую очередь на исполнение Федерального проекта «Успех каждого ребенка», реализуемого в формате межведомственного взаимодействия Минпросвещения России, Минкультуры России и Минспорта России. Представив ряд количественных и качественных показателей Л.С. Львова остановилась на результатах проведенных мониторинговых исследований в области художественной, хоровой, театральной и социально-гуманитарной направленности, отметив, что активность по участию в системе ДОД подростков очень серьезно снижается при возрасте уже с 14-15 лет.

Вокруг этого посыла в основном и сложилось дальнейшее обсуждение вынесенной на рассмотрение тематики. По результатам проведенных ранее ЦЭНО РАНХиГС исследований, изучения состояния криминогенной ситуации в среде несовершеннолетних, а также по мнению ряда экспертов в России сегодня формируется достаточно большая группа молодежи, особенно в социально-экономически слабых регионах, которая пополняет отряде безработных, правонарушителей, потенциальных представителей асоциальных сообществ.

Главный специалист Ворлдскиллс Россия М.М. Ханбалаев попросил ознакомить с итоговым списком регионов, в которых вопрос NEET стоит наиболее остро, что было учтено авторами исследования и предложено предоставить интересующую информацию на втором экспертном семинаре по заявленной теме.

Советник ректора ТИУиЭ, руководитель Академии Global-NPD Н.А. Штурбина обратила внимание на то, что после 15 лет охват дополнительным образованием резко снижается. Причины кроются и в содержании самого дополнительного образования для данной категории молодежи и в недостаточном контроле СПО в данной части. Необходимы дополнительные исследования по этой теме. Так в ТИУЭ развернув театральное искусство с учетом адресной поддержки разных категорий школьников и студентов структурных подразделений вуза получили повышение удовлетворенности воспитательной работой.

Профессор кафедры ЮНЕСКО по сравнительным исследованиям качества высшего образования НИТУ МИСиС В.Ф. Пугач зафиксировала внимание докладчиков и экспертов на вопросе представленности Поколения NEET в структуре высшего образования.

Модератор экспертного семинара  заместитель директора ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС Е.А. Полушкина поставила дополнительный вопрос  о молодых россиянах, уезжающих вместе с родителями за пределы страны и также нигде не работающих и не учащихся. Они, при возможном возвращении в Россию, в складывающихся непростых отношениях с носителями русского языка и культуры за рубежом также попадают в когорту  Поколения NEET.

Завершая семинар директор ЦЭНО РАНХиГС Т.Л. Клячко поблагодарила докладчиков и экспертов за то, что они вывели на высокий уровень аналитического обеспечения рассматриваемую проблематику Поколения NEET и отметила, что вопрос требует более глубокой проработке и его нужно выносить на серьезное межведомственное обсуждение на федеральном уровне.

Президентская академия – национальная школа управления