Центр экономики непрерывного образования

 

Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС) в рамках серии мероприятий «Управление. Финансирование. Образование» провел 11 февраля 2022 года экспертный семинар «Условия развития региональных систем общего образования».

На семинаре были представлены доклады научных сотрудников ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС С.Е. Новиковой и Г.С. Токаревой «Актуальные вопросы профессиональной деятельности учителей: до и в период пандемии», а также ведущего научного сотрудника ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС А.С. Тищенко «Организационно-экономические условия развития региональных систем общего образования».

В докладе С.Е. Новиковой и Г.С. Токаревой рассмотрены актуальные вопросы профессиональной деятельности учителей до и в период пандемии на основе данных мониторинга общего образования, проводимого ежегодно ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС. Благодаря оценке различных аспектов профессиональной деятельности были раскрыты вопросы повышения квалификации, оплаты труда, объема учебной и внеучебной нагрузки педагогов и другие вопросы. Полученные данные за последние три года (2019-2021 гг.) позволили сделать вывод о том, что несмотря на трудности и сложности, с которыми столкнулась школа в период форсированного перехода на дистанционный формат обучения, усилиями всех участников образовательных отношений система общего образования смогла быстро адаптироваться к работе в условиях вынужденных ограничений, были найдены формы организации образовательного процесса, которые могут быть востребованы и успешно реализованы в посткризисный период.

Второй докладчик А.С. Тищенко рассказал о негативном влиянии пандемии на сменность обучения в школе, об увеличении нагрузки на учителей и ожидаемом росте численности школьников, а также о состоянии цифровизации общего образования. Пандемия коронавируса оказала негативное влияние на сменность обучения в школах, поскольку увеличение числа обучающихся во вторую смену превысило рост численности школьников. Наблюдаемый в последние годы рост нагрузки на учителей может сказаться на качестве образования. С 2016 по 2021 гг. педагогическая нагрузка в среднем по Российской Федерации возросла на 12,7% с 14,2 до 16 учеников на одного учителя. Согласно прогнозу, численность школьников в России станет наибольшей в 2026 г. и впоследствии заметно сократится. По школьным возрастным когортам пройдет демографическая волна. При этом пандемия не могла сгладить пик волны, поскольку дети соответствующего возраста родились до ее наступления. Изменение планов семей по деторождению в период пандемии может сделать сокращение численности детей после прохождения пика более резким, чем ожидалось.  Если в ближайшие годы создавать места для сокращения доли обучающихся во вторую смену, то в будущем может образоваться их избыток, что приведет к неэффективному расходованию бюджетных средств. Уровень цифровизации школ существенно различается по субъектам Российской Федерации. По данным Минпросвещения России в 2020 г. доля школ, использующих обучающие компьютерные программы, от их общего числа в субъекте Российской Федерации в зависимости от региона составляла от 18% до 100%, по электронным журналам/дневникам – от 15,6% до 99,6%, по программам компьютерного тестирования – от 7,8% до 99,5%. В ходе выступления А.С. Тищенко сделал вывод о том, что цифровое неравенство в общем образовании обусловлено дифференциацией общей нагрузки на учителей в не меньшей степени, чем различиями в информационно-коммуникационной инфраструктуре и в «цифровых» компетенциях. Поэтому для обеспечения цифровизации общего образования целесообразно выделить учителям время на эти цели и в системах оплаты труда предусмотреть соответствующие стимулирующие выплаты.

Модератором семинара выступил старший научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Д.М. Логинов. Модератор произнес вступительную речь об актуальности проведенных исследований и прокомментировал ряд позиций докладчиков.

 

Президентская академия – национальная школа управления