Центр экономики непрерывного образования

 

Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС) в рамках серии мероприятий «Управление. Финансирование. Образование» провел 15 апреля 2022 года экспертный семинар «Образовательные стратегии школьников: изменились ли планы семей».

В мероприятии приняли участие более 60 экспертов из всех федеральных округов Российской Федерации, представляющих организации общего образования, дополнительного образования детей и молодежи, молодежной политики и среднего профессионального образования.

В докладе старшего научного сотрудника ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС С.Е. Новиковой и научного сотрудника ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС Г.С. Токаревой «Образовательные стратегии школьников: результаты социологического исследования» были представлены результаты социологических исследований, проводимых Центром в рамках ежегодного мониторинга общего образования.

Социологический опрос с 2013 г. проводится в регионах, дифференцированных по уровню социально-экономического развития. Ежегодно объем выборочной совокупности, включающей родителей школьников, учителей и руководителей общеобразовательных организаций, превышает четыре тысячи респондентов.

В докладе приведены оценки родителей школьников относительно изменения в образовательных стратегиях учащихся за период 2019–2021 гг., в частности, выбор в пользу среднего профессионального образования, планы в получении высшего образования, цели дополнительных занятий и другие вопросы.

Оценки родителей показывают, что в целом образовательные стратегии школьников после девятого класса не изменились, при выборе между продолжением обучения в десятом классе и поступлением в учреждения среднего профессионального образования домохозяйства отдают приоритет обучению в старшей школе. Так, результаты социологического исследования в 2021 г. показывают, что на момент опроса около половины родителей указали, что их ребенок собирается продолжить обучение в десятом классе, около 10% семей четко обозначили желание ребенка поступить в организацию СПО. При этом, как следует из данных, возросло число респондентов, не определившихся с дальнейшими планами. Доля тех родителей, которые сообщили об отсутствии принятия решения по данному вопросу, в 2020 г. составила 34,1% от общей численности опрошенных, тогда как в 2021 году – 42,1%.

С докладом «Легкий аттестат» или влияние пандемии на равенство образовательных возможностей» выступила старший научный сотрудник Центра систем оценки и управления качеством образования ФИРО РАНХиГС Н.П. Сербина. В докладе было показано, как изменился в период пандемии выбор предметов на ЕГЭ и как он повлиял на дальнейшие образовательные траектории выпускников школ. Отсутствие выбора будущей профессии приводит к неосознанному выбору предметов ГИА в 9 и в 11 классах, что затрудняет работу по формированию базовых компетенций школьников.

Модератор семинара, старший научный сотрудник ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС Тищенко А.С. отметил, что наличие профессионально-образовательной стратегии повышает дисциплину и мотивацию к обучению, несмотря на частные случаи работы не по специальности. Поэтому целесообразно побуждать школьников и их семьи к формированию таких стратегий даже в условиях неопределенности будущего рынка труда. 

 

Президентская академия – национальная школа управления