Центр экономики непрерывного образования

 

18 марта 2022 года Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС) в рамках серии мероприятий «Управление. Финансирование. Образование» провел экспертный семинар «Кадровое обеспечение региональных систем общего образования и оплата труда учителей».

В работе семинара приняло участие 87 экспертов из субъектов Российской Федерации, представляющие федеральные, региональные и муниципальные органы управления в сфере образования, ведущие научные центры, центры постдипломного педагогического образования и центры опережающей профессиональной подготовки — МГУ имени М.В. Ломоносова, РАНХиГС, СПб АППО, МГПУ, другие столичные и региональные вузы, колледжи, школы и иные профильные структуры.

Открыл семинар доклад старшего научного сотрудника ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС А.С. Тищенко «Кадровый состав и заработные платы учителей: региональные различия», в котором были представлены результаты анализа данных Минпросвещения Российской Федерации и социологических исследований ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС об оплате труда учителей и их профессиональных планах. В связи с разработкой единой системы оплаты труда учителей, внимание участников семинара было обращено на межрегиональную дифференциацию заработных плат. В докладе было показано, что средние региональные зарплаты работающих в экономике дифференцированы в большей степени, чем среди учителей. Также, был сделан важный вывод о том, что межрегиональные различия в зарплатах учителей заметно меньше при учете прожиточного минимума. Степень неравенства целесообразно определять по реальным, а не номинальным зарплатам. Было отмечено, что при устройстве по совместительству учитель получает меньше штатных сотрудников с учетом отработанного времени. Докладчик также остановился на различии зарплат в государственном и частном секторах, отметив тот факт, что зачастую заработки учителей в частных школах меньше чем в государственных, особенно в Москве. Поэтому не только уровень зарплаты влияет на приоритетность выбора учителем места работы, но и другие преференции, связанные с более благоприятным режимом работы, меньшей административной и внеучебной нагрузкой. По итогам социологических опросов учителей было отмечено, что чем меньше зарплата, тем больше желающих сменить сферу деятельности, но это не так легко сделать, поскольку учителям трудно найти достойную работу вне школы. В докладе был представлен список из более десяти публикаций ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС, вышедших в последнее время и посвященных тематике семинара. 

Доклад «Повышение корректности межрегиональных сравнений зарплаты учителей» представил директор Центра статистики и мониторинга образования Федерального института развития образования РАНХиГС М.Л. Агранович. Автор на основе разработанной им и его коллегами модели показал, что региональные коэффициенты паритета покупательной способности (ППС) позволяют более точно оценить различия в покупательной способности рубля по субъектам Российской Федерации, а их использование в межрегиональных сравнительных исследованиях финансово-экономических показателей, в том числе и заработной платы учителей, повышает точность результатов расчетов. В большинстве регионов с низким и средним уровнем оплаты труда скорректированная заработная плата, отражающая дифференциацию цен, выше, чем номинальная, и наоборот, в регионах с высокой заработной платой скорректированная зарплата существенно ниже номинальной. В частности, зарплата московского учителя в сопоставимом выражении на 22% ниже, чем номинальная, а в Хакасии – на 17% больше. Также М.А. Агранович предложил сравнивать среднюю заработную плату учителей не со средней заработной платой по региону, а со средней заработной платой работников, имеющих такой же уровень образования.

В ходе обсуждения упоминались американская, французская и иные модели формирования оплаты труда школьных педагогов. Также рядом экспертов было отмечено, что уровень оплаты учителей на является единственным фактором, влияющим на кадровое обеспечение региональных систем образования. Как отметила директор Центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС Н.В. Тарасова, выпускники педвузов часто работают в школе в среднем не более двух лет, поскольку у многих из них на третьем году работы начинается профессиональное выгорание.

В обсуждении докладов приняли участие заместитель директора Департамента проектной деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, ведущий советник Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации И.В. Каракчиева,  сотрудники ЦЭНО ИПЭИ  РАНХиГС — директор Центра Т.Л. Клячко, главный научный сотрудник А.В. Федотов, ведущий научный сотрудник Е.А. Семионова и модератор семинара - заместитель директора Центра Е.А. Полушкина.

Президентская академия – национальная школа управления