Центр экономики непрерывного образования

 

4 марта 2022 года Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС) в рамках серии мероприятий «Управление. Финансирование. Образование» провел  экспертный семинар «Университет как драйвер развития территории».

В работе семинара приняли участие 39 ведущих экспертов России, работающих на стыке тематики урбанистики, умного города, развития университетов и других пограничных областей из Великого Новгорода,  Москвы, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга, Томска, Тюмени, Якутска и других городов и поселений, от  мегаполисов до районных центров, представляющих Минобрнауки России, региональные министерства образования, науки и молодежной политики, структуры системы образования, науки, культуры, коммуникации, цифровой трансформации, логистики, профильные институты гражданского общества и бизнес-сообщества. На семинаре присутствовали также представители ведущих вузов Москвы, Санкт-Петербурга и регионов — МГУ имени М.В. Ломоносова, РАНХиГС, НИУ ВШЭ, Финансовый университет, РЭУ им. Г.В. Плеханова, МИСиС, НовГУ им. Ярослава Мудрого, Томский, Тюменский и Кемеровский госуниверситеты, РГЭУ(РИНХ), Российский университет транспорта и др. В работе семинара также приняла участие группа экспертов из Китайской Народной Республики.

На семинаре были представлены результаты работы научного сотрудника ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС Светланы Новиковой, полученные в ходе подготовки монографии  «Университеты в социокультурном пространстве города: социологические аспекты», посвященной изучению вопросов территориального развития на базе университетов. В работе рассматриваются вопросы влияния университета на развитие городской территории в рамках экономической, инфраструктурной, культурной, образовательной и других подсистем, а также опыт конструирования городского пространства на базе университетов в российских городах через применение исследовательской стратегии кейс-стади и метода экспертного интервью.

Директор Научно-образовательного центра «Гуманитарная урбанистика» НовГУ им. Ярослава Мудрого  - Сергей Аванесов. Он отметил актуальность проведенного исследования, обозначив ряд проблем понятийного аппарата, необходимости решения задач координации работ в рассматриваемой области с органами власти и остановился на вопросе места и роли университета как драйвера развития территории именно малых и средних городов. Ряд уточняющих вопросов задала директор Центра «Школа проектного обучения», доцент кафедры философии, культурологии и социологии  НовГУ им. Ярослава Мудрого Наталья Федотова.

Председатель правления Фонда «Московский центр урбанистики «Город», автор ряда работ по таким направлениям, как социология управления, урбанистика, анализ социальных сетей, в том числе, вышедшего в 2021 г. сборника «Университетский город – архитектура смыслов», Алексей Расходчиков также отметил актуальность вынесенной на обсуждение тематики. По его мнению, профессиональному сообществу еще предстоит много работы в области формирования и применения единого понятийного аппарата, в организации сотрудничества университетов с властью, бизнесом и иными профильными структурами на местах. Отдельно Алексей Расходчиков остановился на том факте, что заявив себя городом-университетом Томск сам так и не смог организовать сохранность культурно-образовательного, в первую очередь своего архитектурного пространства. По его мнению с малыми и средники городами такая же проблема, как и с селами и поселениями, где прекращают работать школы. Город без вуза умирает, как территория перспективного развития, он просто теряет свою устойчивость.

Директор Аналитического консалтингового центра кафедры экономики инноваций экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова Андрей Колесников, на базе которого была организована работа российского отделения Ассоциация тройной спирали, также отметил актуальность проведенной работы. В своём выступлении он отметил необходимость более плотной увязки рассматриваемой тематики с программой Приоритет 2030, в рамках которой предполагается сформировать широкую группу университетов, которые станут лидерами в создании нового научного знания, технологий и разработок для внедрения в российскую экономику и социальную сферу.

Старший научный сотрудник ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС Алексей Демидов отметил значимость позиций территориального вуза, как якорной структуры в кластерном строительстве, а также главного проводника идеологии и политики «тройной спирали». По его мнению, в Новгородской области главный вуз должен поддерживать развитие инфраструктуры досуга, развлечения, туризма и краеведения, не забывая о лидерстве в химическом секторе экономики и участии системы среднего профессионального образования в процессе территориального развития. Точками роста могут стать именно университеты сравнительно небольших агломераций, учитывающие специфику регионов. Например, Пятигорск в части развития системы курортного и бальнеологического обеспечения, лыжного и оздоровительного туризма во всём регионе СКФО с участием бывшего ПГЛУ, медвуза и иных профильных структур в формате креативного кластера. Ханты-Мансийск с его якорным вузом в части развития кадрового обеспечения не только добычи, переработки и транспортировки углеводородов, но и геологоразведки с мощным кернохранилищем.

Принявшая участие в работе семинара заместитель директора Департамента проектной деятельности Минобрнауки Российской Федерации, ведущий советник Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации Инна Каракчиева высоко оценила доклад Светланы Новиковой и задала ряд уточняющих вопросов.

Научный сотрудник Лаборатории инфраструктурных и пространственных исследований Центра пространственной экономики ИПЭИ РАНХиГС Кирилл Ростислав представил в рамках семинара доклад «Роль высшего образования в механизмах агломерационных эффектов». По мнению автора, вклад вузов в экономический рост территорий двоякий: с одной стороны - они производят человеческий капитал, с другой стороны - улучшают способы производства, создавая новые знания. Внешние выгоды, которые дает человеческий капитал и новации, часто локализуются, а потому принимают форму агломерационных эффектов. В то же время, сами вузы даже в менее заселенных территориях могут заменять агломерационные эффекты, так как сосредоточивают квалифицированные кадры и специальные ресурсы, необходимые для инновационного развития. Мировые оценки внешних выгод от сосредоточения человеческого капитала достаточно противоречивы: они зависят от уровня географических единиц и от выбора меры человеческого капитала, особенно качества образования. Согласно оценкам лаборатории инфраструктурных и пространственных исследований ИПЭИ РАНХиГС, в России наблюдалась слабая связь между производительностью регионов и долей высококвалифицированных специалистов, выпускников вузов, лиц, у которых занятия связаны с полученным образованием, средним числом лет с получения диплома. Можно констатировать, что Российской Федерации не удалось в полной мере преобразовать накопление человеческого капитала — продукта вузов — в устойчивый экономический рост.

Дискуссантом по докладу выступила директор ЦЭНО РАНХиГС Татьяна Клячко, задав ряд вопросов по тематике человеческого капитала, в том числе в контексте развития университетов, как драйверов регионального развития. Татьяна Клячко также сделала ряд замечаний и дала разъяснения по ряду положений доклада Светланы Новиковой и выступлений экспертов.

 

Президентская академия – национальная школа управления